Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, политолог Михаил Погребинский, 62 года, сравнивает Арсения Яценюка с другими ведущими украинскими политиками — Виктором Ющенко, Юлией Тимошенко и Анатолием Гриценко.
К участникам президентских выборов как-то неожиданно приблизился Арсений Яценюк. Как так вышло, что человек, о котором еще четыре месяца тому назад никто не говорил серьезно как о кандидате в президенты, не имея команды, программы, политической силы, делает такой прорыв?
— Можно сказать, что этот человек оказался в нужное время в нужном месте. В момент максимального разочарования политической элитой Яценюк сел в кресло спикера. В нем он не сделал ничего ни для парламента, ни для страны, отвечал на телефонные указания Секретариата президента, самого президента, маневрировал, сказал, что уйдет, но потом долго упирался. Какой-то там " кобро вец" показал ему средний палец — он пожаловался президенту, и в итоге распустили "Кобру". В любой европейской стране такой поступок похоронил бы карьеру политика.
Но со стороны казалось, что в спикерском кресле находится молодой, очень уверенный в себе человек, хорошо говорящий, который не боится оскорбить или просто унизить оппонента. Оказывается, украинцам нравятся такие люди...
Вот как воспринимать, когда он из спикерского кресла сказал, что работает, как на ферме? Ну как? Тебе 34 года, перед тобой сидят опытные люди, многие из них принесли разную пользу стране, а ты ничего в жизни не сделал, тебя переводили с должности на должность, потому что у тебя всегда были влиятельные покровители, и ты себе позволяешь так с этими людьми разговаривать?! Впрочем, ему есть у кого учиться. Помните, в каком тоне разговаривал Ющенко во время первой поездки в Донецк как президент с активом области? На "ты", "я вам не пастух овец..."
Словом, Арсений Петрович оказался в роли человека, который принимает падающие голоса разочарованных избирателей. А куда им еще падать?
А почему такого рейтинга нет, например, у бывшего министра обороны Анатолия Гриценко?
— У него другой психотип. Он не умеет (или сознательно не желает) говорить только то, что понравится аудитории. Ну и, конечно, Гриценко, в отличие от Яценюка, не оказался в нужный момент в нужном месте. Возможно, если бы Ющенко выдвинул в спикеры не Яценюка, а Гриценко, ситуация сегодня была бы иной...
Ну и, как я уже сказал, людям нравятся нахальство и самоуверенность. Гриценко ведет себя не так. Он пытается демонстрировать наличие офицерской чести. Вы можете себе представить Гриценко, который бы жаловался Главнокомандующему, что какой-то милиционер показал ему палец? Для Анатолия Гриценко, для офицера, это было бы унижением!
Значит, нет спроса на офицерскую честь в общественном сознании. Если бы спрос был, то, вероятно, больше бы людей поддерживали экс-министра обороны.
Большинство моих приятелей и друзей, сторонников НАТО и его противников, будут голосовать за Анатолия Гриценко. Но таких людей, к сожалению, пока немного. Они обычно из научной среды. И для них, воспитанных в старые времена, понятие чести важно. А для большинства, по-видимому, сейчас оно ничего не значит.
Как вы считаете, каким президентом будет Арсений Яценюк в случае его избрания?
— Думаю, даже он сам не знает, каким президентом он может быть. Это очень зависит от того, какая у него будет команда, от множества других факторов.
Я думаю, что его главная черта — цинизм. Полезна ли эта черта для президента? И да, и нет. Очень и деологи зированный президент — это плохо, как все убедились на примере Ющенко. А быть абсолютно циничным, каким я вижу Яценюка, — это тоже плохо. То есть желательно здесь найти какую-то золотую середину.
Меня в этой связи особенно угнетает вот что: эта его уверенность в собственной правоте не дает основания надеяться на то, что он сможет консолидировать вокруг себя интеллектуальный ресурс, чтобы делать что-то правильное и полезное для страны.
И сегодня в его выступлениях я не вижу даже намека на что-то другое, кроме демагогии. Поэтому я считаю, что президент Яценюк будет вторым изданием Ющенко, лишь в более жестком варианте. Потому что если раньше, чтобы наказать своего обидчика, он обращался к президенту, к Главнокомандующему, то теперь он сам будет Главнокомандующим, а следовательно, сам будет наказывать.
Что как будто ведет наших героев? Виктора Ющенко ведет его мысль о том, что он — посланный Богом Украине. Похожее ощущение собственной миссии есть и у Юлии Тимошенко. Только если у Ющенко убеждение в своем мессианском призвании связано с национальной идеей, то у Тимошенко, как мне кажется, — с ее собственным представлением о справедливости. На этот счет можно тысячу раз иронизировать, но в том, что у нее есть определенный антиолигархический запал, я ничуть не сомневаюсь.
А вот нашего инфантильного героя Яценюка, похоже, ведет лишь стремление самоутвердиться. Я умнее, я лучше вас, поэтому я вам укажу, как сделать, ведь вы на самом деле все равно ничего не стоите. Из этого и следует исходить, оценивая то, каким бы он был президентом.
Комментарии
2