Возле села Пшеничники Тисменицкого района на Ивано-Франковщине археологи откопали массовое захоронение жертв НКВД. Ученые идентифицировали остатки более 340 людей. Приблизительно пятая часть их — дети.
Пшеничники в 16 км от областного центра. Раскапывают в 2 км от села. Шесть археологов из Ивано-Франковского историко-просветительского общества "Мемориал" работают там ежедневно по 7 часов. Участок площадью 4 сотых обгородили.
— Наша организация на протяжении нескольких лет собирала свидетельства старожилов в селе Пшеничники, сопоставляла исторические факты, — рассказывает 28-летний Василий Тимкив, научный работник "Мемориала". — Узнали, что здесь с 1939-го размещался гарнизон НКВД. Его создали специально для утилизации человеческого материала. Сюда свозили людей, замученных в станиславской, тисменицкой, тлумакской тюрьмах. Методом пробных раскопок и по рассказам крестьян осенью прошлого года мы натолкнулись на захоронение. Искать пришлось неглубоко — от 20 до 70 сантиметров. Это еще одно доказательство того, что жертвы на совести большевиков. Потому что даже немцы закапывали людей на глубину не менее полутора метров.
62-летний Николай Ониско аккуратно кисточкой расчищает найденный скелет, показывает отделенный череп.
— Зубы абсолютно целые и здоровые. Видно, что это был молодой сильный мужчина. А вот рядом с ним, вероятно, женщина — череп более тонкий. Также молодому человеку принадлежит. И между ними косточки совсем тоненькие под пальцами крошатся — детские, — объясняет археолог. — Часто бывает несколько тел на куче, будто переплетены. Считаем, что это была одна семья, захороненная так еще по совести. Кое-где попадаются останки женщин, которые были беременными. В районе таза будто мышиный хвостик. Это сформированный нерожденный ребенок.
Ученые говорят, в селе также есть как минимум два места, где стоит провести раскопки.
— На забетонированном бывшем колхозном токе и за сельским кладбищем. Так рассказывают местные, — говорит исследователь Иван Павликивский, 77 лет. — Людей арестовывали семьями. Обвиняли в причастности к ОУН, нежелании вступать в колхоз или просто за неосторожно сказанное где-то слово. Из тюрем не возвращались. Чтобы выбить признание из подозреваемых мужчин, пытали их жен, детей, потом уничтожали всех.
На территории раскопок установили металлический крест с вышитым рушником. Когда археологи завершат работы, найденные останки перезахоронят на этом самом месте.
Комментарии
104