— События в Иловайске в августе 2014 года специально расследуют таким образом, чтобы нельзя было выдвинуть обвинение ни одному украинскому генералу. Чтобы никого не наказывать, — говорит 53-летний Тарас Костанчук, командир штурмового отряда батальона "Донбасс", который выходил тогда из окружения. Анализирует отчет Генеральной прокуратуры о расследовании Иловайской трагедии.
Документ обнародовали 14 августа. Согласно нему, в течение августа под Иловайском погибли 366 военных, 429 были ранены, 300 попали в плен, на 300 млн грн потеряли оружия и техники. Украинцев расстреляли из тяжелого вооружения российские военные. Причинами трагедии следствие считает дезертирство бойцов и ошибки в планировании операции. Фамилии генералов не называют.
— Ключевой момент: события в Иловайске не выделили в отдельное уголовное осуществление, а подают по общему делу российской агрессии, — продолжает Тарас Костанчук. — Его будут расследовать годами. Европейский суд по правам человека установит виновных в лучшем случае через десятилетия.
Гибель любого украинского солдата всегда выносится в отдельное уголовное осуществление. Следователи выясняют, какой приказ выполнял, какое имел вооружение и защиту, откуда прилетела пуля, как действовал командир и другие побратимы что сделали для избежания трагедии. А убийство 366 солдат в конкретном месте и в конкретное время Генеральная прокуратура подает по общему делу.
Погибших было 366?
— 29 августа, в день массового выхода из окружения, где-то столько. Но Иловайская трагедия имеет значительно более длинный промежуток времени. Началась 5 августа — с приказа об освобождении Иловайска, закончилась 6 сентября, когда оттуда вышел последний солдат. Месяц длились бои, погибали люди. В самом Генеральном штабе постоянно называли цифру 960 погибших.
Почему события в Иловайске расследуют таким образом?
— Сначала это было отдельное осуществление. Его расследовали так же, как сбивание Ил-76 (14 августа 2014 года под Луганском боевики сбили Ил-76. Погибли 49 военных. За это генерал-майор Виктор Назаров получил семь лет тюрьмы. Он приказал сажать самолет, зная, что у боевиков есть средства противовоздушной обороны. — ГПУ). Потом следствие поняло, что нужно будет привлекать к ответственности многих, вплоть до президента - верховного главнокомандующего, передавать дело в украинский суд. Во избежание этого — его объединили в общее по российской агрессии.
Кто из украинских генералов виноват в трагедии?
— К ответственности стоит привлечь тогдашнего министра обороны Валерия Гелетея, начальника Генштаба Виктора Муженко, его заместителя Виктора Назарова и командующего сектора "Д" Петра Литвина. Потом допрашивать низших командиров, устанавливать степень их ответственности.
Операцией по освобождению Иловайска руководил Руслан Хомчак — командующий сектора "Б"?
— Он был с нами до последнего дня. Выходил из окружения вместе со всеми, мог погибнуть. Он не убежал предварительно.
Как восстановить справедливость?
— Выделить события в отдельное дело, установить и наказать конкретных командиров. И реабилитировать солдат, которых сейчас судят или уже осудили за то, что оставили боевые позиции.
Почему их реабилитировать? Бойцы 51-й бригады убежали с поля боя, обнажив целый фланг.
— Солдаты и сержанты не сами по себе бросали боевые позиции, а шли за своими командирами. Если обнажили позиции, как считает следствие, то почему командир не написал рапорты о дезертирстве? Без них солдат нельзя наказывать. Командир же сделал это значительно позже, в Луцке, когда ему сказали об этом в военной прокуратуре. Написал 1700 рапортов. Даже если вся его бригада убежала, то в первую очередь ответственность лежит на нем. Он это допустил.
Комментарии