В селе Великие Сорочинцы Миргородского района на Полтавщине близ временной автостанции стоят два бигборды. На первом надпись: "НЕ уважаемые воры! На Сорочинской ярмарке вас снимают и ожидают скрытые камеры!". На другом — гоголевский герой дьяк щупает за грудь Хиврю. К ним идут четыре милиционера. Сверху призыв "Нажми на кнопку — получи результат! Тревожный вызов милиции — 2 минуты и мы на месте!". Благодаря новому охранному оборудованию в этом году сократили количество милиционеров, которые дежурили на Сорочинской ярмарке. Она проходила с 19 по 23 августа.
Центральная аллея полна людей. Ежедневно в 11.00 происходит театрализованное действо. Николай Гоголь выезжает в карете. А за ним на волах — герои его произведений Солопий Черевик и его жена Хивря. Ярмарку в среду должны были открыть в 11.00. Ради президента Виктора Ющенко перенесли на час позже.
— Он на вертолете прилетел. Сел на стадионе в центре села возле школы. Вокруг милиционеров понаставили. А снайперов положили на крышу школы. Там голуби ср..ли лет 20, — рассказывает местный мужчина, называться не хочет.
В городке мастеров самый ходовой товар уже несколько лет — вышитые рубашки. Самые дорогие продают по 3,5 тыс. грн.
— Моду на них ввели украинские скоробагатьки, — говорит 49-летний Владимир Мазкун из Петровки Глобинского района Полтавской области. Он на ярмарке 21 год торгует шляпами из озимой пшеницы. Одну продает за 250 грн. — Между богачами появилось какое-то соревнование — купить крутую вышиванку. А неплохо бы и шляпу к ней приобрести у меня.
Рассказывает, в основном среди его покупателей — интеллигенция.
— Причмокивают, а купить не могут. Видно, что человек эстет, а у эстетов обычно денег маловато, — объясняет Владимир Иванович. — Украинцы — это самые скупые покупатели, потому что никогда денег нет, любят поприбедняться.
Мазкун продает шляпу, диаметром больше 1 м.
— Ежегодно делаю одну такую, занимаюсь ею две недели. Покупают в галереи, рестораны. Всегда распродаюсь, — говорит. — Прошу 2,5 тысячи гривен. В прошлом году продал за 1600. Она где-то 165-го размера — в десять раз больше, чем для обычной головы.
С крепким мужчиной фотографируется Ведьма. Она в вышиванке, взъерошенные волосы, прицеплен длинный нос. В руках держит метлу. Мужчина запихивает ей за пазуху 5 грн.
— А у меня же их две, — намекает актриса. Мужчина достает еще деньги.
Ведьму уже больше 30 лет играет 64-летняя Полина Сырбу из Гаркушинцев на Миргородщине.
— Люди сейчас не такие веселые. Раньше полностью отдавались атмосфере ярмарки, отдыхали, — говорит она. — Съезжались фольклорные коллективы из всех сел Миргородщины. А теперь единицы.
Сетует, ярмарка стала заполитизированной.
— Даже мероприятия подтасовывают к приезду высокого чиновника, — говорит Полина Григорьевна. — Уже действует на нервы. Такой охраны у президента, как в этом году было у Ющенко, еще не видела. Его охрана — это заколдованный круг, даже метла моя его не пробила.
Неподалеку от усадьбы Хиври старый мужчина продает гребни из коровьих рогов и дерева.
— Тимошенко Иван я, — рассказывает о себе. — Из Хомутца. 84 года. На ярмарке с 1960-х, когда ее возобновили. Вот тогда была самая лучшая ярмарка, огромный праздник. Тогда было просто, а сейчас оформлено, за место нужно платить. Ярмарочный сбор — 500 гривен.
Женщина спрашивает, сколько стоит гребень.
— 30 копеек.
— Не может быть, — удивляется та.
— Да гривен, — говорит человек.
Женщина уходит.
— Я вчера давала интервью Ющенко, — хвалится 70-летняя Евгения Скорик из российского города Саратова. Родом она из Сумщины. Последнее десятилетие возит на ярмарку пуховые платки. — Он мне даже руки целовал. Я ему сказала, чтобы укреплял союз с Россией. А он против, хочет, чтобы Украина была суверенной. Я за то, чтобы государства дружили.
Замечает, что раньше покупатели торговались, а теперь перестали.
Керамист из Опышни Зиньковского района Полтавщины 66-летний Виктор Комаревцев на ярмарку ездит 25 лет. Говорит, гончары — самые здоровые среди всех мастеров:
— Бог слепил человека из голубой глины. Такая есть только в Опышне и Болгарии. Когда работаешь с глиной, то подзаряжаешься космической энергией. Я могу то, о чем молодой уже и забыл. Молодые это делают раз в неделю или месяц. А я занимаюсь этим регулярно. Вон моя жена Леночка не даст обманут. Она пока мне не жена, но перспектива у нее есть, — кивает на белокурую молодую женщину в соломенной шляпе. — У меня еще достаточно много силы.
Упирается руками в землю, поднимает ноги и выравнивает тело параллельно земле.
Комментарии