Действия правоохранителей при штурме дома в Одессе комментируют эксперты.
Геннадий Москаль, 60 лет, народный депутат от фракции НУНС, генерал-лейтенант милиции:
- Предмет "проведения спецопераций" не преподают ни в одном учебном заведении МВД Украины. Я изучал его в академии МВД СССР. Сегодня в органах милиции нет ни одного выпускника этого вуза. Кто может научить проводить такие операции? Первое, где ошиблись, - не выставили систему "Еж" на дороге. Второе - где была страховка? Сзади машины должна стоять еще одна с выключенными фарами и затемненными окнами. Опытный оперативник должен в форме сотрудника ГАИ проверять документы. А те сидели курили там, а "гаишник" кричал: "Эй, ребята, идите сюда, это те, кого мы ищем!".
Большая страна не готова к вызовам. Еще два таких случая, и на Евро-2012 к нам никто не приедет.
Сергей Скорохватов, 57 лет, президент международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа":
- Такого столкновения по интенсивности и продолжительности я не помню. По форме преступники вели себя как террористы: захватили помещение, отстреливались. По сути - обычные бандиты. У спецподразделений милиции не получилось обезвредить их. Потому что милицейские спецподразделения предназначены для других задач, особенно "Беркут". Их не готовят к штурму здания с вооруженными преступниками. Вероятно, у милиционеров не было и необходимого оружия. Только автоматы и пистолеты. "Альфа" приняла участие в операции на этапе завершения. Применили гранатомет. Можно было использовать газ? В помещении, где выбиты стекла, - вряд ли. Да и как доставить его туда, где двое вооруженных бандитов стреляют во всех направлениях?
Олег Мартыненко, 45 лет, председатель Ассоциации прав человека в деятельности правоохранительных органов, полковник милиции, кандидат юридических наук:
- Силу по отношению к преступникам можно применить, только если они нападают. Например, прорываются и отстреливаются. Тогда милиция имеет право открыть огонь на поражение. Если же засели в доме, их надо выморить. От голода, холода, жажды они либо умрут, либо сдадутся. Тогда можно штурмовать с наименьшими потерями.
Слышал версию, что милиционеры убили киллеров, чтобы отомстить за своих. Вряд ли министр был настолько возмущен смертью милиционеров, что отдал приказ убить бандитов. Он очень далек от подчиненных. Внутренней корпоративной культуры внутри милиции не существует. Это не правоохранительная система, а бизнес-структура в условиях самоокупаемости с большой долей криминальных заработков. "Крышевание" киосков, перепродажа наркотиков, контрабанда, участие в "стрелках", присутствие при разборках, посредничество между криминальными элементами - обычный заработок милиционера. Структура крупная и опасная.
Комментарии
8