— Раньше на храмовой праздник церковь стонала. Люди говорили, что это монахи, строившие ее, такие звуки издавали, — говорит экскурсовод 46-летний Олег Предаченко о Спасо-Преображенской церкви в затопленном селе Гусинцы близ города Ржищева Кагарлыкского района на Киевщине. Село затопили в 1976 году под сооружение Каневской ГЭС. Осталась церковь, школа и один дом. - В прошлом году церковь начали реставрировать. С тех пор стоны прекратились.
К храму плывем 8 км на моторке от лодочной станции в центре Ржищева.
- Эту церковь построили в 1822-ом, - рассказывает Олег. - Тогда на этом месте погиб сын помещика Сергея Гусинского. Он пошел на красную охоту. На такую оружие не берут, идут с сулицей и рогатиной. В поединке с кабаном Андрей проиграл. На месте его гибели отец возвел церковь. Она даже при немцах работала. Многие здесь исцелились. Как-то из Херсона приехала женщина, которая 20 лет не могла забеременеть. Поставила свечку и попросила помощи у Божьей Матери. Через год у нее уже был сын.
13 лет после затопления храм стоял закрытый. В 1991-ом купола накрыл рубероидом бизнесмен Игорь Шагин.
- В прошлом году жители села Гусинцы решили собраться возле церкви на Покров. Пригласили из Киево-Печерской лавры отца Варлаама службу провести. Теперь он храмом заведует. Приплывает сюда на лодке, службу правит. Прихожане тоже на лодках добираются.
До церкви доплываем за 20 мин. Вокруг острова растет камыш, цветут белые и желтые водяные лилии. Двое рабочих строгают доски, другие месят цемент в бетономешалке. Заканчивают внешние работы.
Под куполом летают ласточки. Они возвели гнезда под сводами. В помещение залетают через решетки на окнах.
- Внутри ничего делать не будем, пока ласточки в теплые края не полетят. Тогда гнезда разберем, стены поштукатурим, - рассказывает рабочий Василий с Волыни.
На деревянных дверях и стенах храма надписи: "Здесь был Вова", "Херсон 1995 год", "Витя+Таня=любовь". На полметра стены, почерневшие от воды.
- До затопления здесь висела чудотворная икона Покрова. Ее забрал один из жителей села. Завещал потомкам, чтобы образ вернули назад, когда церковь снова откроется. Но мы до сих пор не можем найти икону.
Росписи на стенах и под сводами почти выцвели. На рисунках возле окна у святых вырезаны лица.
- Церковь расписывал один из профессоров Петербургской академии искусства Сванцицкий. Он преподавал у Карла Брюллова. Восемь лет тому назад сюда на экскурсию приехали студенты из этой академии. Я рассказал им о Сванцицком. На следующий день лики святых были вырезаны со стены. Обратился в милицию. Студентов с фрагментами росписи поймали на белорусской границе. Хотели лики святых презентовать родной академии и таким образом закрыть "хвосты". Среди них был и один ржищевский парень. Его кара Божья настигла - через полгода умер от цирроза печени. Теперь эти лики в Киеве в запасниках. Когда церковь будут реставрировать внутри, возвратят.
На досках спит строитель в черной майке. Его будит отец 67-летний Нафанай из Киево-Печерской лавры. Говорит, чтобы вставал. Тот неохотно поднимает голову, протирает глаза.
- Вчера так устал, что прямо на объекте заснул, - оправдывается. - Всю ночь спал как убитый. Сейчас умоюсь и за работу возьмусь.
Возле деревянного стола Нафанай мастерит из жести подставки для мобильных телефонов.
- Это рабочим делаю. Они живут в вагончиках на берегу. Там даже света нет. Когда садятся ужинать, то даже ложек на столе не видно. Будут телефоном подсвечивать. В церкви тоже света нет. Ночью служить будем при свечах.
Комментарии