— Вот здесь, на эту землю упал самолет. Это место гибели, политое кровью и слезами, — говорит Стефан Козак, 61 год, глава общественной организации "Скниловская трагедия". Во вторник после обеда идем с ним к памятнику погибшим на Скниловском аэродроме около Львова.
27 июля 2002 года во время авиашоу на толпу зрителей упал самолет Су-27. Убил 77 и ранил больше 100 людей. Стефан Козак потерял тогда 24-летнего сына Григория. Через год на месте трагедии за средства областного совета и пожертвования людей установили мемориал. Теперь из-за реконструкции аэропорта к Евро-2012 его планируют перенести в другое место. Куда именно — еще не решили.
— Мою позицию не спрашивал никто — ни в горсовете, ни директора, которые Евро занимаются, — говорит Козак. — И я и не имею права давать ответ за всех потерпевших. Кто-то за, кто-то против, — пожимает плечами.
Территория аэродрома под охраной военной части. Стефан Козак показывает охранникам свою визитку. Через 10 минут нас пускают. Оттуда до памятника — около километра.
Центральный бронзовый монумент — в виде звезды. Ее 14 лучей в форме крыльев. Посреди звезды — лица семи херувимов. Вокруг памятного знака — символические 77 гранитных плит с ромбовидными надгробиями. На плитах — имена и фамилии погибших. На части из них — гранитные фотографии разной формы.
— Я с самого начала был против фотографий и даже надписей с фамилиями на плитах, — продолжает Стефан Козак. — Фото все разные, нарушают целостность памятника. Сейчас за ними ухаживает старшего возраста офицер из прилегающей военной части, убирает, вытирает. Он потерял здесь дочь и жену. Родственники других погибших приходят все реже. Как-никак, здесь место неудобное. Вон передвижной бетонный завод развернул деятельность, — показывает на кучи цемента в 30 м. — Все надгробия теперь цементной пылью покрыты.
Каждую субботу потерпевшие собираются в часовне Всех Святых украинского народа жертв Скниловской трагедии. Она перед въездом на аэродром, доступ к ней свободен. Вокруг мини-сквер, есть скамьи. Налево — небольшая заасфальтированная территория, которую используют для автомобильной стоянки.
— Разве что здесь можно было бы поставить памятные знаки. Буду просить еще в мэрии землю для строительства экуменической церкви. Погибшие были людьми разных конфессий, — говорит Козак. — Но прислушается ли власть? Все эти девять лет я заваливаю чиновников письмами с просьбой назвать какую-то львовскую улицу улицей Памяти. Предлагал Авиационную, возле аэродрома. Но никто не слушает. Когда при власти был Буняк (Любомир Буняк был на должности мэра Львова, когда произошла авария. — "ГПУ"), то даже на молебны в годовщину трагедии никого из мэрии не было. Видно, чувствовали свою вину.
— С 24 августа у нас по плану второй этап реконструкции аэропорта к чемпионату Евро-2012. Заявление о перенесении памятника жертвам уже давно на рассмотрении в городском и областном советах. Если депутаты примут такое решение, согласуют его с родственниками погибших во время катастрофы, мы перенесем памятник ближе к часовне. Технически это займет один-два дня, — говорит Николай Магасевич, 33 года, директор по развитию Львовского аэропорта "Захидинформпроекта".
Комментарии