- В ночь на 23 августа был самый мощный обстрел. А на следующий день начали заходить российские войска. До этого моя разведка доложила, что около границы колонной выставлена техника. У нас не было бетонных укреплений, только из дерева. Связи с командованием не было. Пришлось немного отойти. Когда офицеры вернулись на наши позиции, там стояли российские танки, - рассказывает полковник 53-летний Виталий Комар, бывший командир батальона территориальной обороны "Прикарпатье".
Военная прокуратура обвиняет его в дезертирстве. В августе прошлого года батальон отступил и обнажил правый фланг украинских войск. Дал врагу возможность замкнуть котел под Иловайском Донецкой области. Полковник убежден, что, оставив позиции, спас жизни своим бойцам. Комар год отсидел в следственном изоляторе в Одессе. В начале сентября 2015 года его выпустили под залог 16 тыс. грн. Но обвинение не сняли.
Батальон "Прикарпатье" расформировали в январе этого года. В его состав, кроме мобилизованных, вошли добровольцы, активисты самообороны Майдана из палатки "Коломыя".
- Когда мы выезжали в зону боевых действий, у нас было 100 бронежилетов на 400 человек. Волонтеры довозили. Через месяц все были ими обеспечены. Наши блокпосты располагались на перекрестках дорог вдоль границы, - продолжает полковник. - Базовый лагерь стоял в районе Амвросиевки, затем его переместили ближе к блокпостам в поле. Стояли в 3 километрах от границы. Нас постоянно обстреливали из "Градов" с территории России. Около 30 бойцов получили ранения, двое погибли. Начальник штаба - на блокпосту, как только прибыли на место. Еще один солдат погиб во время эвакуации раненых.
У вас была бронетехника?
- Только школьные автобусы, машины связи и тылового обеспечения. Бронированной техники мы не имели. Невозможно воевать против танков на автобусах.
Председатель следственной комиссии по расследованию событий в Иловайске Андрей Сенченко говорил, что на 140 километров границы было 600 наших военных. Из них половина - это батальон "Прикарпатье", 60 спецназовцев. Остальные - тыловики, ремонтники, штаб, связисты.
- Так оно и было. В сторону Амвросиевки, где находились мы, шли две российские батальонно-тактические группы.
Почему батальон территориальной обороны отправили на границу?
- Не могу этого объяснить. В то время территория возле границы была освобождена от боевиков. Мы выполняли задание - охрана блокпостов. Я так понимаю, никто не мог предположить, что россияне пересекут границу на том участке.
Эксперты военной прокуратуры утверждают, что в августе прошлого года наша армия не могла противостоять российской. Это поможет оправдать вас в суде?
- Шансов не было - это однозначно. Наш батальон не имел ни пушек, ни бронированной техники. Только девять ручных противотанковых гранатометов. Нас обстреливали с территории России или нулевой линии в 3 километрах. Когда в ночь на 23 августа начался массированный обстрел наших позиций и базового лагеря, стало понятно, что начнется "зачистка" и вторжение. Вскоре нас бы окружили и взяли в плен. Или уничтожили. В бою мы продержались бы не более часа. Украинских подразделений, которые могли бы помочь, поблизости не было. Выводы комиссии должны были бы меня оправдать. Посмотрим, как будет.
Как возвращались с передовой в Ивано-Франковск?
- На 13 автобусах, разбитых во время обстрелов. Одно подразделение выезжало на зерновозе с прицепом, наняли его за деньги у местных. Потому что не на чем было ехать - много автобусов сгорели. Солдаты говорят: водителя того зерновоза расстреляли террористы, когда он вернулся в Амвросиевку. Но я этого не могу подтвердить. В дороге наши разбитые автобусы постоянно ломались. Волонтеры помогали ремонтировать, привозили запчасти и еду. В Запорожье, Днепропетровске и Кировограде нам предлагали сдать оружие. В Кировограде, когда окружил спецназ, согласились отдать гранаты и гранатометы. Бойцы отказались отдавать автоматы. Приезжал главный военный прокурор Анатолий Матиос. Обещал, что никакого давления на батальон не будет. Доехали до базы в Делятине на Франковщине, должны были сдать оружие и ждать указаний. Подразделение доукомплектовывали и проводили обучение, а мне пришла повестка прибыть в одесскую прокуратуру. Сейчас продолжаются слушания свидетелей. Сторона обвинения подала показания 70 человек - все, кого успели опросить. Примерно столько же свидетелей от защиты. Еще буду вызывать свидетелей, которых не опросили во время досудебного следствия. Процесс продлится долго.
Какие есть доказательства вашей невиновности?
- Свидетельства бойцов и фотографии техники врага. Кроме меня, судят командира роты. Его статьи не помню.
Что сейчас с батальоном "Прикарпатье"?
- 150 человек пошли в 128-ю бригаду. 100 - пополнили инженерно-строительный батальон. Строили вторую и третью линии обороны. Я работаю старшим преподавателем в учебном центре "Десна" на Черниговщине. Подал документы, чтобы перевели в боевое подразделение.
Капитана Жака суд оправдал
21 бойца расформированной 51-й бригады судят в городе Владимир-Волынский. В июле прошлого года, спасаясь от обстрелов, они перешли границу с Россией и сдались в плен. Последнее заседание по делу было 20 августа. Его перенесли из-за неявки двух солдат. Еще 21 боец этой бригады признал вину и получил условный срок.
В октябре 2014-го в Киеве задержали бойцов батальона "Айдар" Николая Штрихуна и Энвера Велиляева. Вроде бы доставили в столицу бывшего "заместителя министра здравоохранения ЛНР" Павла Малыша, арестованного в Луганской области. Теперь "айдаровцев" обвиняют в похищении людей. Добровольцев отпустили под домашний арест. Рассмотрение дела продолжается.
В июне арестовали восьмерых бойцов роты специального назначения "Торнадо". Среди них - командир Руслан Онищенко. Обвиняют в истязании жителей города Приволье Луганской области.
25 февраля задержали бывшего командира штурмовой роты батальона "Донбасс". Его знают как Капитана Жака. Сообщили, что является гражданским лицом. Потому что уже месяц, как уволен из Нацгвардии. Обвинили в незаконном владении оружием. Первое судебное заседание было в марте в Мариуполе Донецкой области. Жака оправдали. Он возглавил подразделение Нацгвардии. Капитан Жак известен тем, что вывоз микроавтобусом из Иловайского котла десятки раненых.
Комментарии