Ексклюзивы
четверг, 21 июля 2011 09:44

На толоке кормили картошкой и чесноком

В село Легедзино Тальновского района на Черкасщине на ежегодный этнический фестиваль "Трипольская толока" приехали 200 человек.

Возле отстроенного двухэтажного трипольского жилья шестеро мужчин лопатами бросают желтую глину на панцирную сетку, чтобы просеять.49-летний Дмитрий Шадлун из Белой Церкви поливает ее водой из трактора. Сверху притрушивают половой. Рядом люди белой глиной рисуют себе на теле трипольские узоры.

Заповедник "Трипольская культура" площадью 2 тыс. га разбросан по трем районам Черкасщины: Тальновском, Уманском и Звенигородском. Эти поселения называют "гигантами" - наибольшими в мире периода меднокаменного века.

Директор музея 46-летний Владислав Чабанюк приглашает гостей на толоку.

- Толокой называется работа гуртом, когда выполняют большой объем работы. Трипольцы только так возводили свое жилье. Сходилось все село и строили каждой семье дом. На первом этаже держали скот, а на втором жили. Сегодня мы сделаем печь, священное место - алтарь и место для хранения зерна - подиум, - рассказывает. Кричит людям: - Друзья, глину надо замешивать, как тесто, подбивая ногами. Не делайте ее пластом.

Участники толоки ходят по глине кругом. Кое-кто наряжен в вышитую сорочку. Поют украинские песни. Молодежь выкрикивает: "Слава Украине! Героям слава! Украина превыше всего!".

За 2 ч. глину пять раз посыпают половой и смачивают водой. Когда она становится густой и однородной, из нее лепят руками шары величиной с дыни. 20 человек становятся цепочкой и передают комки друг другу. Возле стремянки киевский сказочник 48-летний Саша Лирник, настоящее имя Александр Власюк, ловит их и бросает людям вверх.

- Я каждый год посещаю толоку с семьей. Здесь я дома, ведь родом из Умани, - говорит.

На втором этаже дома несколько человек лепят печь, подиум и алтарь. Когда все подсохнет, разрисуют белой глиной. Потом расставят коллекцию трипольских находок, которая до сих пор хранится в музее рядом.

- Я не понимаю этот феномен: трипольцы в домах жили по 50 лет, а потом сжигали поселение и переходили строиться на другое место. Зачем? - говорит женщина, которая возводит печь.

- Зато так мы знаем, какими были те дома. От огня глина окаменела, поэтому мы ее находим во время раскопок. А от дерева, глины и соломы не осталось бы и следа, - объясняет ей другая.

Киевлянку 21-летнюю Марию Поливач кладут на землю и облепляют глиной. Сказочник Лирник становится возле нее на колени.

- Вы не доделали важную деталь, - говорит и лепит влагалище.

Через полчаса девушка выбирается. Идет мыться к пруду, расположенному  в 1 км от музея.

Под деревьями сидят винничанка Настя Кулик, 17 лет, и ее ровесник Роман Чоп из Белой Церкви. Мальчик занял второе место в области за научную работу "Трипольское наследие":

- Я доказывал ментальное родство трипольского и украинского этноса. Мы унаследовали орнаменты на вышитых сорочках и писанках, язык.

На обед угощают борщом, тушеной картошкой, огурцами с укропом и чесноком и компотом. Каждого блюда привезли по 50 л. Готовили местные кухарки. На питание израсходовали почти 2 тыс. грн. На стройматериалы и воду - еще 2,5 тыс. грн.

В 2008-ом государство перестало финансировать заповедник. Тогда директор Владислав Чабанюк впервые организовал толоку. Откликнулись 90 человек. Замесили 30 т глины и вальковали деревянный каркас и пол. С тех пор делают это каждый год.

Сейчас вы читаете новость «На толоке кормили картошкой и чесноком ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть