В 9:00 на остановке маршрутки №379 около 25 человек пытаются уехать из Ирпеня на работу в Киев. Автобус приходит через несколько минут. Сидячих мест почти нет. Проезд до столичной станции метро Академгородок стоит 17 грн. Расстояние между городами - 5 км.
Те, кому в автобусе места не хватило, ловят попутку. Становятся в отдельную очередь. Через полминуты серебристый "Ситроен" забирает трех попутчиков. На их место становятся другие люди - следующий автобус будет минут через 10.
- Плачу водителю 20 гривен и доезжаю до метро за 20 минут. На выезде из города утром часто пробки. Маршруткой ехал бы минут на 15 дольше, - рассказывает 28-летний Александр. Он с семьей два года назад купил квартиру в Ирпене. - Машины все время останавливаются. Имел бы свою, тоже людей подвозил бы - каждое утро кладешь в карман 40-80 гривен.
За четыре года в отдаленных районах Ирпеня под названием Машторф и БТР возвели с десяток жилых комплексов.
Это в основном дома на 10 этажей, есть несколько 18-этажек. Первые этажи почти везде нежилые. В цоколях расположились сетевые супермаркеты - "Фора", "АТБ", "Билла". В доме рядом - аптека, магазин "Живая вода", пиво на разлив. За углом - салон красоты, продукты из Европы и еще один магазин с пивом.
- Строят, так как спрос есть, - говорит 30-летняя Оксана. В 11 утра устраиваемся на скамейке детской площадки. Двухлетний сын женщины играет в песочнице.
- Мы купили "двушку" четыре года назад. Дома еще не было - только забивали сваи. Инвестировали в строительство, рисковали. Зато квадратный метр обошелся в 8,5 тысячи гривен. Потратили чуть больше 400 тысяч. Еще почти 300 тысяч потянул ремонт. За такие деньги в Киеве могли купить разве что пошарпапанную однокомнатную.
У нас индивидуальное отопление. Правда, мест для парковки мало. Что будет, когда заселятся дома - неизвестно.
Недалеко расположен сквер Новооскольский. Меж старых дубов община установила скамейки. Устраивают толоки - убирают бутылки и мусор. Но судьба этого места до сих пор не определена. Так как часть земли давно в частной собственности. В прошлом году владелец несколько раз устанавливал забор, хотел начать строительство. Местные снесли забор, подали в суд. На деревьях висят плакаты "Берегите лес" и "Защитим наш сквер".
- Люди начали хвататься за свое, пытаются как-то закрыть территорию, - говорит Оксана. - В прошлом году был скандал - жилой комплекс перекрыл подход к садику. Водили детей через дворы другого комплекса. Позже и тот решил сделать территорию закрытой. Родители подняли шум, потому что приходилось ходить какими лабиринтами, недостроями. Теперь там сделали тротуары и парковку. Но осадок остался. Местные на форумах называют нас "лохами" и "понаехавшими".
Нехватка мест в садах и школах - проблема для Ирпеня. Ученики учатся в две смены, по 40 детей в классе. Попасть в государственный садик сложно, набирают группы по четыре десятка.
- У подруги дочка в прошлом году шла в садик. Они ее записывали в очередь, когда малышке было две недели, - вспоминает женщина. - Это при том, что в Ирпене можно стать в электронную очередь только в одно заведение. А не так, как в Киеве - записываешься в несколько, а потом выбираешь. Кто-то на площадке рассказывал, что место стоит 25 тысяч гривен.
Знакомые дочь возят в киевский садик, рядом с работой. А наш в этом году не будет набирать ясельную группу - детей от двух-трех лет. Даже тех немногих, кто мог попасть, перенесут на следующий год.
Местные власти обещают открыть еще один садик - в помещении городской детской больницы. Ее должны перевести в другое здание.
Частные сады в Ирпене тоже есть. В рамках пешей доступности в новом районе насчитываем семь. Еще две начальные частные школы, расположенные в цокольных этажах жилых домов. Одна из школ - на втором этаже, имеет отдельный вход, большую террасу. Там ученики отдыхают, выполняют спортивные упражнения.
Детская поликлиника - это одноэтажное здание недалеко от центра, окрашено в разные цвета. У входа есть павильон для колясок.
Летом посетителей немного. В фойе - мягкие диваны, стойка рецепции. Снизу в нее встроен большой аквариум с рыбками. Несколько детей прижимаются лбами к стеклу. Персонал просит всех надевать бахилы, которые стоят несколько гривен.
33-летняя Светлана, одетая в длинный синий сарафан, привела к врачу сына 4-летнего Платона.
- Подписали декларацию - теперь один семейный врач ведет всю семью. Принимает здесь, в детской. Сейчас людей относительно немного. А зимой и весной было не протолкнуться. Вызывали педиатра из частной поликлиники. Их уже три открыли. Но сейчас это стоит 700 гривен.
В центре города на реконструированной площади Творческого духа посадили карликовые деревья, цветы, установили скамейки. По центру на постаменте - статуя женщины с венком в руках. Это стела Творческого духа.
Вокруг реконструкции в прошлом году поднялся скандал. Местные власти заявили, что на строительство сквера пойдет 1,5 млн грн. Позже активист Тарас Вязовченко обнародовал данные с сайта "Прозорро": на дорожки, озеленение, систему полива и установку стелы потратили около 15 млн грн.
Активисты обвиняют власти Ирпеня в нерациональном использовании бюджетных средств. Однако в городе все время что-то восстанавливают. Открыли парк Центральный - с водоемом и местами для барбекю. В бывшем парке Победы сделали пешеходно-велосипедные дорожки, расстелили газон, установили детские и тренажерные площадки, сделали искусственный водоем с фонтаном. Теперь он называется Парк Незнайки - в честь персонажа трилогии писателя Николая Носова. Свое детство он провел в Ирпене.
В соцсетях не умолкают споры: власть тратит десятки миллионов на парки и скверы, а на строительство школ денег не выделяет. Хотя место под строительство учебного заведения отвели на пойме - это территория рядом с въездом в город со стороны Киева. Активисты обращают внимание - там работают строительные краны, возводят многоэтажный дом. Нынешняя исполняющая обязанности мэра города Анастасия Попсуй успокаивает общество в "Фейсбуке":
"Школа будет. Ориентируемся открыть в 2020 году. Где школы строят быстрее? Обещаю приз за конкретный пример".
97 тысяч человек проживали в Ирпене на 1 апреля 2019 года. Количество горожан выросло более чем вдвое с 2013 года. До того жили 43 тыс. Сейчас, по неофициальным данным, более трети ирпенцев составляют внутренне перемещенные граждане. В 2015 году в городе открылся первый на Киевщине центр помощи вынужденным переселенцам.
4,5 тысячи гривен - с такой суммы стартуют цены в частных дошкольных учреждениях Ирпеня за полный день без питания. За еду надо доплатить еще от 1,2 тыс. Или давать обед и полдник с собой. За пребывание ребенка до обеда можно договориться от 3 тыс. Есть сады с чеком 6-10 тыс. грн в месяц. Оплата зависит от размера территории садика, количества воспитателей и дополнительных занятий.
10 900 гривен выделял Ирпень на одного учащегося в прошлом году. В рейтинге городов с наименьшими средними расходами Ирпень занял четвертое место, по информации Министерства финансов.
Нужно создать агломерацию
- Явление "расползания городов" не является чем-то новым. Люди переезжают в окружающие населенные пункты, где дешевле жилье, - говорит директор исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко, 68 лет. - Иногда на работу доехать проще из таких городков, чем из одного конца мегаполиса в другой.
Проблема для Киева в том, что такие города развиваются обособленно от столицы и близлежащих населенных пунктов. Не учитывают интересы соседей. Жилой сектор развивается, а инфраструктура - нет. Школ, детсадов и дорог не хватает. Сейчас заехать в Киев с Софиевской Борщаговки или из Ирпеня - проблема. Это следствие несогласованного развития.
Чтобы решить эту проблему, нужно законодательно создать агломерацию. Она существует фактически. Маятниковая миграция в Киев ежедневно в будни - 560 тысяч человек. Это те, кто ежедневно приезжает в столицу, а вечером возвращается.
Правила агломерации требуют согласования транспортной схемы и инфраструктуры. Чтобы люди не тянули детей в школы и сады в Киев, те должны быть построены в пределах городов. То же - с инженерным согласованием. У нас часть пригородов - и левобережные, и правобережные - сбрасывают канализационные стоки в Бортничи. При этом не платят за это. Все возложено на киевский бюджет.
Третья сторона - планирование территории Киева и пригородов должно быть единым. Тогда проще решить вопрос инфраструктуры. Лучше всего было бы записать все в законе.
Наш институт разработал такой законопроект в рамках большого исследования. Документ предусматривает, что у местной власти заберут три функции: координации транспорта, инфраструктуры и территориального планирования. И отдадут совету агломерации. Он обеспечит равное представительство территориальных общин, входящих в агломерацию. Без этого хаотичная застройка вокруг города будет продолжаться.
Комментарии