Защитник Александр Сорокалет, 49 лет, играл за луганскую "Зарю", днепропетровский "Днепр", киевское "Динамо". Сейчас работает тренером-селекционером в Ростове.
Как начиналась ваша карьера?
— Детство прошло в Луганске, жил в двух трамвайных остановках от стадиона "Авангард". Один из приятелей как-то предложил съездить туда и записаться на футбол. У него на "Авангарде" дядя работал. Мне было тогда восемь лет, а принимали с девяти. Прибавил себе год и ходил на тренировки два месяца. А потом всех попросили принести метрики. Я испугался и следующее занятие пропустил. Тренер пришел к нам домой, разобрался что к чему и позволил мне заниматься дальше. В 1969 году мы выиграли турнир "Кожаный мяч". Через два года создали команду луганского спортинтерната, куда и меня записали. А в 1974-м очутился в "Заре".
Чувствовалось, что команда гремела на весь Советский Союз?
— Очень. На стадионе всегда был аншлаг. Попасть туда было невозможно. "Зарю" тогда возглавлял Пестов. Начал подводить меня к основе, на 10–15 минут выпускал.
Почему же вы оставили Луганск?
— В армии пришла пора служить. Забрали в киевское "Динамо". Коленки задрожали, когда увидел в Киеве Решко, Буряка. Вид у меня тогда был провинциальный: пальто, заячья шапка. Буряк еще сказала Решко: "Вот, Степа, и пришла нам смена".
Кто еще пришел тогда в "Динамо"?
— Бессонов, Бережной, Насташевский и Хапсалис. Жили мы впятером в трехкомнатной квартире. Нагрузки на сборах стали для меня откровением. Ставили защитника против нападающего. А попади под Блохина! Он ускорится метров на 60, как здесь успеть?
Как-то "Комсомольская правда" написала о нарушителях режима. Среди них была и ваша фамилия.
— В 1983 году я и Виктор Кузнецов возвращались из Швеции, где выступали за олимпийскую сборную СССР. Из Москвы нам билетов не взяли: мне — в Киев, Кузнецову — в Днепропетровск. Администратор сборной дал бумажку и приказал ехать во Внуково. Приехали, показали бумажку, а на нее никто внимания не обращает. Сели, выпили шампанского. Заночевали в спорткомитете.
"Волгу" пришлось вернуть "Заре"
На следующий день приехал в Киев. Тогдашний тренер "Динамо" Юрий Морозов на общем собрании объявляет о моей дисквалификации на год. Только спустя некоторое время Базилевич забрал меня в "Зарю" и добился того, чтобы позволили играть.
Как очутились в "Днепре"?
— Наставник днепропетровцев Владимир Емец пригласил. А я тогда в "Заре" как раз "Волгу" получил. Пришлось от нее отказаться. Впрочем, в "Днепре" неплохо платили. 250 рублей ставка. Премиальные — от 400 до 600 за домашние победы, 800 — за выездные. А в еврокубках за домашние выигрыши платили три тысячи рублей. После выездных могли и четыре получить.
Каким вам запомнился Емец?
— Народный тренер, сильный психолог. Мог накричать, а через пять минут обнять. И Кучеревский такой же. У Емца была целая группа агентов, которые докладывали тренеру, где игроки провели вечер. Эти агенты из-под окон комнат на базе собирали окурки и приносили Емцу. Тот потом устраивал коллективный разбор полетов.
Как сложилась ваша личная жизнь?
— С женой познакомился на свадьбе Олега Блохина. Незадолго до того в матче против "Зенита" сломал на ноге два пальца. А тут событие — Блохин и Дерюгина женятся. Снял я гипс, Сергей Журавлев, у которого нога больше, дал свои ботинки. Уже на свадьбе уговорил динамовского врача Малюту не говорить ничего Лобановскому. За столом по большей части были футболисты и гимнастки.
Через несколько дней позвонил будущей жене. Оказалось, у нас обоих нет планов на Новый год.
В конце 90-х вы были селекционером "Днепра".
— Тогда как раз Грозный команду оставил. Начали возвращать людей, которых он отдал в аренду. Рыкуна, в частности. Во время теста Купера тот пробежал только 2,4 километра, но голова у него уже тогда была светлая.
Селекционером вы работаете и сейчас?
— Да, в Ростове. Рохус Шох позвал. В Днепропетровск приехал, потому что у меня недельный отпуск. Очень хотелось взглянуть на команду, которую тренирует Олег Протасов.
1957, 16 апреля — родился в Луганске
1982,1987 — серебряный призер чемпионата СССР
1988 — чемпион СССР
1998 — начал работать тренером
В чемпионатах СССР провел 233 матча, забил 6 мячей. Сыграл в 9 поединках за олимпийскую сборную Советского Союза. Женат, есть дочь и сын.
Комментарии