58-летний Роман Бондарук возглавляет сборную Польши по биатлону. Олимпийские игры в Ванкувере станут для него пятыми в карьере. В 1994, 1998 и 2002 году он тренировал украинцев, а затем перебрался в соседнюю страну. Два воспитанника Бондарука — Елена Петрова и Томаш Сикора — получили"серебро" Олимпиады.
На Олимпиаде-2002 Украина не выиграла в биатлоне ни одной награды. Почему?
— Команда так и не акклиматизировалась. Не смогли найти подходящее жилье. Точнее, вариант мы нашли, но хозяева просили 5 тысяч долларов в сутки. Многовато. Платили из своего кармана — в олимпийском поселке команды живут бесплатно. Пришлось искать другое жилье. Нашли его в Парк-Сити. На неудобной высоте.
Говорят, что перед Олимпиадой-94 вы выступали против включения в состав будущего призера — Валентины Цербе. Правда?
— Бессмыслица. Я был третьим тренером, и мое мнение никто не спрашивал. Валя в те годы выигрывала практически все внутренние соревнования. По крайней мере была в тройке. Да, Цербе хитрила, но как только наступали контрольные соревнования — Валентина выигрывала. Как ее можно не брать?
"Серебро" на Олимпиаде 1998 года выиграла ваша непосредственная воспитанница Елена Петрова.
— Петрова вообще могла не поехать на Игры. На то время я работал вице-директором школы в Польше. В конце декабря звонят мне из Киева, из Министерства спорта. Сообщают, что Петровой не сделали визу на последние два этапа Кубка мира в Германию и Италию. Без них она бы и на Игры не поехала. Визовые вопросы удалось решить только благодаря Григорию Суркису — он знаком с немецким консулом.
Визовые вопросы решили благодаря Григорию Суркису
Гонка в японском Нагано начиналась в четыре утра по польскому времени. Мы проснулись, чтобы смотреть прямую трансляцию. В пять часов они закончили гонку, а через час Лена звонит мне и говорит, что она стала второй. "Лена, я уже все знаю, все видел" — отвечаю.
Когда вы начали работать в Польше с Томашем Сикорой, он уже был чемпионом мира. Это облегчало работу?
— Нет. Томаш взял первое место в 1995-м, с того времени не выигрывал почти ничего. После провала на Олимпиаде-2002 решил бросить спорт. Сикоре я позвонил почти сразу, как вернулся в Польшу. "Тренер, я хоть сегодня стану тренироваться, но не вижу перспектив", — говорил Томаш. Он мне объяснил, что сезон 2001–2002-го закончил на 32-ом месте в общем зачете Кубка мира. "За последние семь лет я не выиграл ни одной медали", — сказал.
"Томек, я знаю твои показатели, ведь сам делал тебе кардиограмму. Давай попробуем, — пытался уговорить спортсмена, — год потренируемся, а там будет видно". Сикора согласился. После первого сбора в Бидгощи приезжаю в Федерацию. Там секретарь мне говорит: "Роман, Сикора под большим впечатлением от тебя. Говорит, что он опять стал получать удовольствие от работы, нет бывшей монотонности по схеме " бегу -стре ляю-бегу -стре ляю".
За семь лет моего сотрудничества с Сикорой он выиграл 19 медалей на этапах кубков мира, чемпионатах мира, стал серебряным призером Олимпиады в Турине. Такого в истории польского биатлона еще не было.
Вам предлагали принять польское гражданство?
— Лично президент Польши Лех Качинский. Отказался, потому что не вижу в этом особой надобности. Польский паспорт давал бы мне преимущество во время передвижения по странам Евросоюза. Но у меня с этим проблем не возникает. Нужное разрешение получаю почти мгновенно, без всяких очередей. Кроме того, после Олимпиады-2010 контракт с польской федерацией у меня заканчивается. Мне предлагают остаться. Но я уже устал работать вне Родины.
Вернетесь домой?
— Не исключаю. Президент нашей Федерации биатлона Владимир Бринзак зовет.
На что может рассчитывать украинская биатлонная сборная в Ванкувере?
— На три медали женской команды — две личных и одну в эстафетной гонке. Но в эстафете шансы выше. С мужчинами ситуация сложнее. Но при условии меткой стрельбы, которую показал Сергей Седнев на последнем предолимпийском этапе Кубка мира в Антерсельве, можно взять медаль в индивидуальной гонке на 20 км.
Комментарии