— Только ветер подует, мы задыхаемся, — говорит 54-летний Омельян Телебзда из райцентра Козова Тернопольщины. — Просто нет воздуха. А не дай Бог, там что-то бахнет — подохнем все, как мухи.
Он жалуется на тамошний сахарозавод, возле которого живет. На открытом поле там хранят сотни тонн аммиачной селитры, карбамида, нитроаммофоски. Аммиак испаряется, ветер разносит его по городу.
— Все химикаты ссыпаны на свеклопункте, — объясняет 35-летняя Галина Харонова. Она работает на сахарном заводе. — Ежедневно так воняет, что в доме окна не откроешь. Сыну Васе 13 лет, так голова не перестает болеть.
Козова в 36 км от Тернополя, здесь 9 тыс. жителей. Почти 3 тыс. живут в микрорайоне Сахарник, который окружает завод. С лета люди начали жаловаться на вонь.
— Как дыхнешь того аммиака, аж легкие разъедает, — говорит 56-летняя Галина Бабарыкина. Живет в 500 м от завода. — Мало того, что поля обрызгивают, так еще и дома химикатами травят. Все думают только про деньги. А шо люди травятся, это никому не нужно.
— Там возле завода есть озеро, — по ул. Вышитой идет пятиклассник 10-летний Андрей Купчак. — Раньше в нем рыбу ловили, а теперь так воняет, что не подойдешь. Удобрения целыми фурами возят.
В микрорайоне есть школа и детский садик "Ромашка", который посещают 73 дошкольника.
— Это все началось с весны,— рассказывает 35-летняя Светлана Гудова, заведующая детсада. — Дети чаще болеют, у всех больные бронхи. Родители переживают. И мы тоже, так как сами этим всем дышим. Не будем же весь день держать детей внутри, их нужно выводить гулять.
Люди жаловались на вонь в районную власть.
— К нам постоянные обращения как взрослых, так и детей,— признает 41-летний Александр Лазарчук, заместитель главы районного совета. — Мы обращались на завод. Они нам не показывают документы и на территорию не впускают. Рабочие говорят, что все емкости уже переоборудовали под хранение аммиака. Все видят, что туда круглосуточно завозят удобрения. Это нас беспокоит, потому что рядом садик, школа, водопровод. Химикаты должны храниться минимум в километр еот жилых домов, а там и 200 метров нет.
Сахарный завод огражден высоким забором. На проходную каждые несколько минут заезжает грузовик со свеклой. Машины поднимают кучи пыли, близлежащие дворы и дома белые от пыли. Дорога покрыта ямами. Между буртами свеклы виднеются белые мешки с химикатами. Грузовик как раз подвозит партию удобрений.
— Аммиак к нам никогда не завозили, — говорит директор сахарного завода 27-летний Максим Головко. — В этих двух чанах на три тысячи кубометров раньше хранился мазут, на котором завод работал. Сегодня на газу работаем, чаны переоборудуем под хранение патоки. Сейчас там вода. Но не покажу, потому что они герметические.
В августе по поручению природоохранной прокуратуры завод проверяла санстанция и экологи.
— Проверяли на жидкие химические удобрения, которые содержат аммиак, — говорит Олег Галицкий, межрайонный прокурор по надзору за соблюдением законов в природоохранной сфере. — На момент проверки удобрений с резким аммиаком не обнаружили. Только немного селитры и нитроаммофоски, которые хранились под открытым небом.
На производственной территории работает два предприятия: "Козовский сахарный завод" и "Козовский сахарный завод". Первое арендует производственные помещения второго.
Комментарии