— Они обижаются, что бандитами их называем. А как называть? Они дрова из фиры выбрасывают, оружие у нас ищут. Мы живем под лесом и боимся туда ходить, — говорит 71-летний Василий Подлужный из села Бышки Козовского района Тернопольщины.
Жители Бышков и соседних Конюхов обратились с открытым письмом в прокуратуру Тернопольской области, в районную и областную власть. Собрали 1140 подписей. Просят навести порядок в охотничьих угодьях. По решению Тернопольского облсовета, в 1994-м их закрепили за Бережанским государственным лесоохотничьим хозяйством. В таком статусе леса должны были находиться до 2013 года. С 2008-го угодья перешли по договору о сотрудничестве к частной структуре "Мыслывтурсервис".
Села расположены в 50 км от Тернополя и в 32 км от райцентра. В Бышках 376 жителей, в Конюхах — около двух тысяч. Работы практически нет — крестьяне ездят на заработки, работают на своих земельных наделах. Ходят по грибы, ягоды, заготовляют в лесу дрова.
— Только на территории нашего села 657 гектаров леса, а в Конюхах — 1500 гектаров. Люди переживают за детей. В лесу часто стреляют, как за ними усмотришь? — рассказывает голова Бышковского сельсовета Надежда Яцикив, 38 лет.
— Я вез дрова из леса. Остановили трое с ружьями. Егери. Спрашивают: "Где твое ружье?" Сбросили дрова. Какое имеют право? — говорит Василий Урманец, 41 год, из Конюхов. — Сами стреляют в лесу постоянно.
— Даже листья нельзя собирать. Наши огороды в 50 метрах от леса. Иду с собакой на поле — навстречу выходит их человек. Говорит, нельзя ходить. Сами едут джипами поперек огородов утром и вечером — им все можно. Выпьют и стреляют. Даже на подпеньки нельзя выйти, — добавляет конюшанин Николай Перец, 42 года.
— А мы сажали посадку — молодые дубы. Пришел мужчина со старым ружьем. Говорит, что мы — браконьеры, загонщики. А какое у нас оружие — рыскали (лопаты. — "ГПУ"), — рассказывает его товарищ 55-летний Богдан Борецкий. — Еще и угрожал: убирайтесь отсюда. Обзывал нецензурными словами.
Ул. Корсов в Конюхах и ул. Цвяхов в Бышках заканчиваются в лесу. Крестьяне сетуют, что им запрещают пасти там скот.
— Я пас корову. Подходит один: кто такой, чего пасешь, убирайся из леса. Говорю: пас и буду пасти. А он мне — мы имеем прокуратуру, суд. Мы вам покажем, кто здесь хозяин, — вспоминает 51-летний Григорий Мрыкало.
Представители "Мыслывтурсервиса" в начале февраля приезжали в Бышки, чтобы поговорить с людьми на общем собрании.
— Инцидентов с нашей стороны не было, — утверждает старший егерь общества Владимир Рокуш, 32 года. — Егери в лесу — это работники гослесхоза, а не наши. Они все делают согласно законодательства. Где слышат выстрелы — реагируют, чтобы не было браконьеров. А у нас было четыре общественных егеря — всех выгнали. Полтора года есть один, он как общественный инспектор.
Запрещение ходить в лес Рокуш считает клеветой.
— Выезжаем туда, где услышим выстрелы. Если есть человек — показывает документы. Если оружия нет — отпускаем.
Сбор подписей организовал депутат райсовета Василий Сенык, 44 года:
— Сейчас пошла пошесть брать угодья в аренду по всей стране. Не исключено, что пользователь станет владельцем. Но документы в лесу никто не имеет право проверять. Мне 26 декабря егерь в присутствии свидетелей грозился: "Я тебя застрелю". И крестился при этом.
Бережанское лесоохотничье хозяйство расторгло соглашение с частной структурой. "Мыслывтурсервис" опротестовывает это решение в суде.
— В соответствии с договором, это общество помогало нам кормить зверей в лесу на территории около 7 тысяч гектаров. Поголовье зверей увеличилось, это зафиксировали и проверяющие управления лесного хозяйства области. Фактически у нас не было оснований расторгать договор. Но к нам обратились с просьбой главы сельсоветов Бышков и Конюхов, что есть недоразумения между крестьянами и этим частным обществом. Пусть между собой разберутся и сами получают согласование от советов всех уровней, — говорит директор Бережанского лесхоза Александр Левчук, 47 лет. — У нас есть егерь в Конюхах. Ко мне никто не обращался, что он себя плохо ведет. Охоты проходили в выходные под его присмотром и еще одного работника лесничества. Тогда там не может быть никаких посторонних людей. Собирать грибы и ягоды никто не запрещает.
По словам Левчука, егерь имеет право проверять документы в лесу, если видит человека с оружием. Самовольная вырубка деревьев запрещена.













Комментарии
8