Четыре гектара земли в Остаповке Драбовского района на Черкащине 68-летнему бывшему бульдозеристу, а в настоящее время пенсионеру Петру Панимашу унаследовал от матери. Три года назад землю он передал в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Продсельпром" — на 10 лет. Заключили двухсторонний договор об оплате пая в 1% от стоимости земли. По словам Панимаша, условия диктовал арендатор — директор общества 42-летний Сергей Буцко.
— За четыре гектара земли предприниматель Буцко платит мне 540 гривен. В год, — грустно улыбается Петр Алексеевич. — Я случайно узнал, что должен получать вдвое больше. Решил походить по кабинетам чиновников. В одном мне показали указ президента от 2 февраля 2002 года ("О дополнительных мероприятиях по социальной защите крестьян-владельцев земельных участков и земельных частиц-паев". — "ГПУ"). Он гарантирует мне два процента от стоимости пая — как пенсионеру. Когда сказал об указе Буцко, он мне ответил: "Пусть вам так платит президент, а я не буду. Мы в районе договорились с другими арендаторами больше одного процента не платить", — вспоминает Петр Панимаш.
Предприниматель также сказал: не нравится тебе у меня — разрываем договор и делай со своим паем, что хочет.
— Буцко меня запугивает, чтобы я замолчал. Ему и его коллегам выгодно, чтобы крестьяне ничего не знали о своих правах. Я не могу отдать свой земельный пай другому арендатору, потому что земля моя в таком месте, куда новый арендатор не сможет проехать, чтобы обрабатывать. Во круг арендованные Буцко земли, — возмущается Панимаш. — Он меня еще и запугивать начал: перестану обрабатывать твою землю, зарастет она сорняками. Потратишь потом кучу денег, чтобы привести ее в порядок.
За четыре гектара земли предприниматель платит мне 540 гривен в год
Дирекция ООО "Продсельпром" неправомерно использует земельные паи в административных границах Остаповского сельского совета — договоры с пайщиками не зарегистрированы в Центре государственного земельного кадастра, а размер арендной платы занижен. Об этом идет речь в письме прокурора Драбовского района 36-летнего Николая Литвина. То же говорят в Черкасском областном управлении земельных ресурсов. Правда, добавляют: вмешиваться мы не будем.
— С 1995 года, когда оценивалась земля, ее стоимость выросла в четыре раза. Соответственно, и арендная плата должна увеличиться. Мы рекомендуем сельским советам хоть два раза в год обсуждать договоры с людьми, корректировать расчеты, — говорит первый заместитель начальника управления 51-летний Григорий Комликов. — Но вмешаться в подписание или расторжение договора не может никто.
Петр Панимаш считает обманутым не только себя, но и остальных владельцев земельных паев. Им Сергей Буцко также не платит, как полагается.
— Мало того, что пенсионеры в селе получают вдвое меньше положенного. Так им Буцко платит не деньгами, а подгнившей кукурузой и плесневым зерном. И скрывает от людей их права.
Сам Петр Панимаш живет не в Остаповке, а в Красной Слободе под Черкассами. Пишет стихи о тяжелой судьбе украинских крестьян и письма к президенту. Живет один, жена умерла год назад. Имеет трех сыновей и девять внуков.
Директор ООО "Продсельпром" Сергей Буцко заверил " ГПУ", что не имеет никаких проблем со своими пайщиками — кроме Панимаша.
— Я арендую свыше 2,5 тысяч земельных паев. Задолженностей с выплатами не имею. Только Петр Панимаш недоволен. Это такой скандальный человек, обзывает меня плутом. Не хочу и не имею возможности обрабатывать его землю. И он меня не заставит. Пусть кому хочет, тому пай и отдает.
Комментарии