- После похорон сестры не находила себе ¬места. В голове не укладывалось: почему она повесилась? От безысходности написала на ее страничке в интернете: "Светочки не стало. Кто общался с моей сестрой в последнее время — отзовитесь". Вечером написала некая Анастасия Коваленко. Спросила: неужели она это сделала? Начали переписываться, — рассказывает 23-летняя Александра Лихачева из города Котовск Одесской области. В прошлом году 5 сентября в арендованной квартире повесилась ее двоюродная сестра 19-летняя Светлана Артеменко. Перед этим переписывалась в соцсети с девушкой под ником Анастасия Коваленко.
"Анастасия Коваленко" действовала по одной схеме: в социальных группах находила людей, которые писали о своих проблемах. Втиралась к ним в доверие. Писала, что замечательно их понимает, потому что пережила такое же горе. Каждый раз была другая история - о смерти мужа, потере подруги, сестры. Постепенно подталкивала к мысли о самоубийстве. Советовала, как это сделать. Писала, что она врач. Знает самый эффективный и безболезненный способ. Всем советовала повеситься. После смерти собеседников писала родственникам сочувственные письма.
- Эта женщина расспрашивала, как именно Светочка повесилась. Из чего сделала петлю. Сначала я думала, что она безумна. Рассказывала мне, что недавно и ее сестры не стало. Прислала фото девушки в гробу в свадебном платье. Потом начала намекать, что жизнь без сестер потеряла смысл. И нам надо быть с ними рядом. Я не понимала, что происходит. Написала всем друзьям с ее страницы, что их подруга Настя хочет покончить с собой. Но никто из тех людей ее лично не знал. Меня это насторожило. Попросила ее сбросить переписку со Светой. Она отказалась. Сказала, что это невозможно. Потому что сама подтолкнула ее к этому шагу. Теперь мучается. Боится, что ее посадят. Я не могла поверить в то, что прочитала. Переспросила. Коваленко меня добила: "Светлана все сделала правильно. Быстро и без боли. Как я ее научила".
Светлана Артеменко работала помощником повара в кафе. Встречалась с 19-летним Давидом Козаковым.
- Причин для самоубийства у сестры не было, - говорит Александра. - Единственное, в последнее время конфликтовала с бывшей одноклассницей Викой. Летом та побила Свету. Ревновала к ней своего парня. За день до того, как сестренка повесилась, Вика ей звонила 16 раз. О чем говорили - неизвестно. Вика не признается. Знакомые рассказывали, что просила их сфотографировать Свету в гробу и показать фото. Думаю, этот конфликт и подкосил сестру. Но к самоубийству ее подтолкнула Коваленко.
В прошлом году 18 мая повесилась 20-летняя Ольга Парфенова из российского Ульяновска. Перед смертью тоже переписывалась с Анастасией Коваленко.
- Год назад у сестры умер муж. У него отказало сердце. Для Оли это стало страшным ударом. Справиться со своей болью она не смогла. Около полуночи повешенной на комнатной двери ее нашла свекровь, - рассказывает сестра 19-летняя Евгения Тенюкова. - На следующий день мне написала Анастасия Коваленко: "Боже мой, Олечка все-таки это сделала". Я спросила, откуда она знает сестру и о том, что случилось. Она ответила, что с Олей познакомилась в группе "Вдовы и вдовцы". Переписывались, делились проблемами. Потом начала расспрашивать, как Оля это сделала. Где именно и на чем повесилась. Повесила ли своих детей. Такие же письма рассылала подругам Оли. Постепенно начала подталкивать меня к самоубийству. Говорила, что и сама хочет умереть. Потому что из-за нее повесилась моя сестра и не только она. Сначала не поняла, о чем она говорит. Когда нашла ее переписку с сестрой - все стало ясно.
У Ольги Парфеновой осталось двое детей - 4-летняя дочка и 2-летний сын.
- Сообщения остались за один день, остальные - удалены. Коваленко писала сестре, чтобы она повесилась и повесила своих деток. Предлагала сделать это вместе. Потому что якобы тоже потеряла мужа и не видит смысла жить. Присылала фото, как делать маленькие петли. Говорила, чтобы удалила эту переписку, выбросила телефон, вышла из группы для вдовцов.
По IР-адресу правоохранительные органы выявили компьютер, с которого заходили на страницу "Анастасии Коваленко". Принадлежит он 27-летнему Евгению Кривошееву из Запорожья. Он компьютерный инженер. Работает из дома. С женой арендует 3-комнатную квартиру в новостройке. Свою вину не признает.
- Родственники покойных девушек и журналисты наняли частного детектива и провели расследование. Информацию передали киберполиции. Но мужчина сказал, что у них бывает много людей. Кто из гостей пользовался компьютером, на какие страницы заходил - он не следил, - говорит 29-летний Сергей Кондрико, начальник отдела полиции по противодействию киберпреступности в Запорожской области. - Привлечь мужчину к ответственности следствие не может. Прямых доказательств его вины нет. Да и действия "Анастасии Коваленко" не подпадают под статью "доведение до самоубийства". Действующее законодательство не предусматривает такого способа - через интернет
По меньшей мере восемь женщин перед самоубийством переписывались в интернете с "Анастасией Коваленко".
Нужно больше живого общения
- Преступность постепенно переходит из реальной жизни в виртуальную. В зоне риска люди, которые нуждаются в общении, поддержке, эмоциональной близости. Когда нет родных или друзей, которые могли бы заполнить эту потребность, люди ищут единомышленников в интернете, - говорит психолог 36-летняя Людмила Москаленко. - В наибольшей опасности - подростки и люди, которые пережили сильный стресс. Чтобы уберечь их от влияния соцсетей, необходимо больше живого общения. Вместе обсуждать проблемы, ходить на прогулки, в кафе. Для подростков важен пример родителей. Они должны ограничить собственное пользование соцсетями, чтобы требовать этого от детей.
Комментарии