За последние три года в Закарпатской области подожгли минимум 36 легковушек, которые принадлежали чиновникам, прокурорам, милиционерам и предпринимателям. В 2010 году испортили шесть машин, в 2011-ом - 12, в прошлом году - 18.
Чаще всего поджигали имущество предпринимателя Маргариты Мощак, председателя регионального отделения Украинского союза частных предпринимателей и члена горисполкома Ужгорода. В мае-июне 2012-го ее машины поджигали дважды, рестораны - четыре раза.
- Впервые поджигатели вылили ведро бензина на крышу кафе "Ужгородский замок" просто на виду у охранников, - вспоминает Маргарита Мощак. - Огонь потушили, сгорели только четыре "квадрата" крыши. Через 10 дней поджигатель залез в мой двор. Перепрыгнул ограждение, положил две бутылки на машину. Но не успел поджечь, потому что мы выбежали. На следующую ночь мою "Тойоту Хайлендер" таки сожгли. Через две недели подожгли ресторан "Колиба". Охранники потушили, сгорела только скамья, стол, скатерть, закоптились стены. После этого "Колибу" жгли еще дважды.
Днем 23 февраля 2012 года около здания Административного суда Закарпатья неизвестные сожгли "ладу"-"девятку" Михаила Данила, работника отдела по борьбе с торговлей людьми и киберпреступностью областной милиции.
19 июня прошлого года во дворе на ул. Оноковской в Ужгороде неизвестные сожгли "Тойоту Авенсис" начальника горотдела ГАИ Алексея Спивака.
Ночью 1 декабря, в день работников прокуратуры, сгорел джип Руслана Биловара, прокурора города Мукачево. "Мерседес-бенц" был зарегистрирован на мать прокурора, стоил 110 тыс. евро.
23 декабря сожгли джип "Хюндай Санта Фе" заместителя мэра Ужгорода Юрия Белякова.
- Обычно я оставляю машину на ночь под домом. В тот вечер припарковался на тротуаре возле детского садика, - рассказывает Юрий Беляков. - В поджоге не подозреваю никого.
9 июля 2011-го в городе Виноградов загорелся "мерседес" прокурора Хустского района Ивана Кайло.
16 октября 2011 года пылал "Фольксваген Туран" Владимира Петрицюка, экс-заместителя начальника областной милиции.
Милиционеры не поймали ни одного поджигателя.
- Большинство потерпевших не знают четких причин поджогов, - объясняет Иван Повханич из областного управления уголовного розыска. - Видеодоказательства достаточно низкого качества. Но все преступления находятся на контроле. Все эти случаи - месть. Раньше, например, били по голове, а теперь жгут.
- Регулярные поджоги машин вызваны нестабильностью в государстве, - размышляет ужгородский политолог Виктор Пащенко.
- За последние два года в Украине происходят процессы, которые напоминают бандитские 1990-ые. Украинцы видят, что правоохранительная система не работает, в милиции сидят полные непрофессионалы, суды принимают незаконные решения. Вследствие этого простому гражданину просто нереально добиться правды. Народ полностью потерял доверие к власти, милиции, суду. Люди понимают, что должны спасать себя сами. Начала работать анархия, самосуд. Начали выяснять отношения, выбивать долги и обязательства с помощью поджогов автомобилей, домов, офисов, ресторанов. Почему милиция не может найти виновных? Потому что там много молодежи, которые не имеют опыта и не хотят его набираться. С другой стороны, часто сами же потерпевшие не хотят выдавать имена тех, кого подозревают. Как чиновник назовет фамилию преступника, если вчера он взял у него взятку? В ближайшие два года политическая система будет пытаться себя защитить, подстроит под себя правоохранительные структуры. От этого самосуды только будут расти.
Комментарии
57