"Из всех ликвидаторов-чернобыльцев в живых осталась только четверть, — вздыхает 70-летний председатель Союза инвалидов Чернобыля Алексей Приходько из Киева. — На весь бывший Советский Союз — тысяч 150. Но на нас махнули рукой. Забыли о льготах, забыли поздравить с профессиональным праздником, скоро не вспомнят, что мы были".
Приходько — один из первых ликвидаторов Чернобыльской аварии. На свой профессиональный праздник 14 декабря пришел в редакцию. Вместе с ним — ликвидаторы Владимир Шидловский, 54 года, и Петр Пономарев, 60 лет. На их груди — памятные медали.
— Даже медали изготовляли в Москве, — машет рукой Алексей Иванович. — Передали из Международного союза участников войны. Сегодня я раздал их ликвидаторам, ни один чиновник не приехал нас поздравить.
В молодости Приходько занимался боксом, в 1960-ом стал чемпионом Киева, получил звание мастера спорта. До аварии на ЧАЭС не имел записей в медицинской карточке. В 1986 году работал инженером Министерства энергетики Украины.
— После взрыва нас повезли в ад, — вспоминает Алексей Иванович. — Мы знали, что потеряем здоровье, а то и жизнь. Но понимали, что под угрозой миллионы людей. Потому работали почти круглосуточно.
В Чернобыле Приходько переоборудовал под пище блоки школы и детсады. В целом пробыл там 62 дня, получил 62 бэра радиоизлучения. Полгода лечился в Московском радиационном институте, получил вторую группу инвалидности. С тех пор ходит с палочкой.
Тех, кто долго живет на загрязненной территории, приравнивают к ликвидаторам
Владимир Шидловский работал заместителем начальника "Укрглавстальконструкции". В Чернобыле возводил металлические конструкции над реактором. Получил 37 бэров облучения. После аварии основал республиканское профессиональное общество "Чернобыль". В настоящее время является его руководителем.
Петр Пономарев возглавлял медицинскую службу военной части Днепропетровска. На месте аварии в его подчинении находилась медслужба оперативной группы железнодорожных войск, два месяца жил на зараженной территории. В настоящее время — заместитель председателя Союза инвалидов Киева, руководитель благотворительной организации "Человечность".
— Пострадавших-чернобыльцев сейчас больше двух миллионов, — рассказывает Алексей Приходько. — Ликвидаторов меньше, а тех, кто прибыл на аварию сразу, — несколько тысяч. Большинство из них или уже умерли, или стали инвалидами. Сейчас пострадавших не разграничивают. Тех, кто долго живет на загрязненной территории, приравнивают к ликвидаторам. Но это разные вещи!
Пострадавших от Чернобыльской катастрофы разделяют на три группы. Ликвидаторы требуют, чтобы самую высокую категорию предоставляли лишь им. Ведь от категории зависит размер пенсии и социальной помощи.
— Я получаю около тысячи гривен пенсии, — говорит Алексей Иванович. — Есть ликвидаторы, которые живут на 700. Их не хватает даже на лекарства. Еще и многим не дают удостоверений, приходится выбивать. Вместо этого документы получают госслужащие, которые не имеют никакого отношения к трагедии. Это нас обижает.
У 60% ликвидаторов больные нервная система, печень, кровь, позвоночник, кости. Их должны лечить за счет государства.
— За поликлиникой N2 столичного Днепровского района закреплено свыше 1200 пострадавших чернобыльцев, — объясняет Петр Пономарев. — Ежемесячно государство выделяет где-то тысячу гривен на лекарства для всех, а каждому нужно минимум 250 гривен. Ликвидаторы приходят за помощью в Союз инвалидов Чернобыля. Мы выпрашиваем лекарства у спонсоров, у больниц. Мы никому не нужны. Замучились попрошайничать.
В Чернобыле побывало 600 тысяч спасателей
26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции взорвался четвертый реактор. Аварию называют крупнейшей техногенной катастрофой тысячелетия. На протяжении года в городе побывало свыше 600 тыс. спасателей, которые вывозили пораженных и возводили над реактором бетонный саркофаг. Его построили 14 декабря.
В 1991 году Верховная Рада приняла закон "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы". Он предусматривал бесплатное питание, лечение, ежегодный отдых. В 2002-ом Конституционный суд Украины постановил, что государственный бюджет не может приостанавливать чернобыльские выплаты.
В прошлом году 14 декабря признали Днем ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Комментарии