Более 2,5 лет село Демидов на Киевщине страдает от "большой воды". Здесь участились паводки, а десятки домов стали непригодными для жизни - из-за постоянной влаги и сырости. Дворы этих дворов - заросли камышом.
Демидов начало подтапливать после 25 февраля 2022-го. В тот день украинские защитники были вынуждены взорвать мост через реку Ирпень и дамбу на въезде в село. Благодаря этому была остановлена российская армия, которая шла на Киев.
Разрушенная плотина отделяла реку Ирпень от Киевского моря. После ее подрыва - уровень воды в водоеме резко поднялся. Более 50 домов затопило. Жителей пришлось эвакуировать.
Как живет Демидов сейчас и какие проблемы там возникают в результате постоянных подтоплений, узнавала корреспондент Gazeta.ua.
КАМЫШ И ЗАГРЯЗНЕННЫЕ СКВАЖИНЫ
Уже на подъезде к Демидову видно разлитый лугами Днепр. С опоясанной волнами воды торчат безлистые побеги деревьев и электрические столбы с оборванными проводами. Водитель останавливается возле сельского магазина, напротив которого на скамейке сидят продавщицы в ожидании клиентов.
В центре села несколько невысоких многоквартирных домов. Ближе к Киевскому водохранилищу тянутся улицы с частными дворами. Сельские дома ухоженные. В садах под окнами цветут хризантемы и плетется виноград.
Асфальтированная узкая дорога спускается по склону. Ближе к реке воздух тяжелеет, веет сыростью. В конце улицы виден высокий ров, за которым разлилась вода. Здесь дома крестьян выглядят менее опрятно. На повороте дорога перекрыта красной лентой. На улице почти не видно людей. Некоторые огороды поросли камышом. Пух из него разлетается и оседает на окнах, заборах, траве.
На пересечении улиц мужчина в футболке и шортах перевозит на тачке во двор песок из кучи под забором. Затем берет старый велосипед и медленно трогается. 21-летний Алексей Ковтонюк помогал соседям по хозяйству. Живет с семьей за несколько домов отсюда.
- Мой дом там, где огород, заросший камышом. Может, видели? - говорит неловко. - Ближе к реке дома тоже есть не пустые. Потому что некоторым людям просто нет больше, где жить. Так они пытаются подстраиваться под воду. Понятно, что там в погребах и может даже в фундаментах уже есть вода. У меня на огороде стоит. Кольца для канализации где-то на метр в землю упали. Скоро трубу мне перекроет и тогда не знаю, что делать буду.
Некоторым людям просто негде больше жить
В начале полномасштабного вторжения Демидов стал непроходимым рубежом для российской армии. Враг наступал из Беларуси, а через село пролегал кратчайший путь на Киев. Если бы не подрыв дамбы - оккупанты могли пройти три села и добраться до столицы.
Алексей Ковтонюк успел уехать из Демидова до разрушения дамбы.
- За эти два года вообще ничего лучше не стало, - признается он. - На огороде ничего не посажу. Пришлось брать землю у знакомых в другой части села - там все растет, как и росло. Я сделал грядки в деревянных коробках, так только так все и хорошо. А так у людей на огородах может быть вода. Хотя она и до подтоплений иногда появлялась, - признается мужчина.
Вода очень плохая стала у нас
Кроме залитых огородов, подтопление стало источником гораздо большей проблемы - в селе загрязнились подземные воды.
- Вода очень плохая стала у нас из скважины - желтая течет, хотя раньше чистая была. Из колодцев люди тоже уже не пьют, - вздыхает Ковтонюк.
АНОМАЛЬНАЯ КУКУРУЗА И НАШЕСТВИЕ ПАУКОВ
Мужчина соглашается показать дом. По дороге рассказывает, что питьевую воду местные набирают в бювете. Он расположен в парке возле главной дороги - где-то в километре от подтопленных улиц.
Двор Алексея заставлен старой техникой, посудой, древесиной. Уже несколько лет семья делает в доме ремонт. Слева - те самые грядки из дерева, о которых рассказывал мужчина. Вместо осенних цветов на клумбах порос камыш и ботва. На балках, окнах, под крышей и между пристройками - свисает кружевом паутина, облепленная белым пухом. В этой части села за последнее время значительно увеличилось количество пауков.
Алексей показывает белый след на воротах более полуметра в высоту. Он остался от воды, которая стояла во дворе после подрыва дамбы. Такие же метки остались на стенах сарая, дверях, калитках. Из-за влаги начал разрушаться кирпич на пороге дома и сам фундамент.
- Вода была вплоть до перекрестка, - продолжает. - У меня фундамент с воздушной прослойкой. На сарае отпечаток явный. А вот груша выжила. Мы пересадили плодовые деревья с огорода, но из шести - только груша и осталась. Вон туалет, то внизу уже кирпичи все поломало. Он начал разрушаться, будем разбирать. В сараях у меня полно всякого хлама, но там все было мокрюще. У людей кукуруза была на огородах, то выросла на три метра из-за влаги.
На лестнице скрежещут лягушки
Дверь в погреб открыта. Он полностью затоплен, вода достает почти до потолка. В ней плавают банки, пластиковые бутылки и разный мусор. На лестнице скрежещут лягушки. В подвале семья хранила консервацию на зиму. Все продукты испортились.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бизнесмен вкладывает в село миллионы долларов: в каких условиях там живут и учатся люди
За калиткой на огороде ничего не растет, кроме камыша. Слышно только гудение помпы для откачки воды на противоположную сторону дамбы. Такие стоят почти в каждом дворе. На тропинку выложены деревянные доски, чтобы ходить, когда стоит вода.
- Тут белым кирпичом достроены у меня туалет и ванная. Там есть комнатка для газового котла - он был в воде. Там дальше по огороду вообще все мокрое, - говорит Алексей. - Вода не шла волнами, а понемногу. Люди бежали, кто куда мог. Я вернулся через несколько месяцев и был в шоке. Чтобы к соседям пройти, выстилали досками мостики между дворами. В доме почти ничего не испортилось. Только стены начали сыреть, потому что он старенький и имеет деревянные балки. Сейчас влаги не чувствуется, но в некоторых местах мокрое есть. Когда начинал делать ремонт и красил, то долго не сохло.
Когда дожди, то весь двор в воде. Потом она уходит
Новое жилье семье не предлагали. Поэтому Ковтонюк с мамой и отцом решили чинить дом самостоятельно. Волонтеры помогли им вставить пластиковые окна, а государство - починить крышу.
- Когда дожди, то весь двор в воде. Потом она уходит, - вспоминает мужчина. - Стирку как развешу, то потом все в пуху от камыша. Воду мы пить не рискуем. Кто-то из соседей попробовал, то говорили, что плохо стало. В селе постоянно какой-то движ раньше был, а сейчас молодежи почти нет.
Алексей учится на инженера-химика. В Демидове работы немного, признается. В основном здесь работают на частных предприятиях или в магазинах. Также местные ездят на заработки в Дымер или Вышгород.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самолет Брежнева под Киевом и секреты борта президента Зеленского: какие тайны скрывают правительственные лайнеры
Отец прошел АТО и имеет проблемы со спиной
Несмотря на это для комфортной жизни в селе мужчине надо не менее 20 тыс. грн.
- Ну это с такой ситуацией, чтобы ремонты еще делает, - добавляет. - Отец прошел АТО и имеет проблемы со спиной. Работает начальником ремонта техники и получает 12-18 тысяч. Потихоньку ремонтируем внутри дом. Там еще работы непочатый край. С забором тоже надо что-то делать, потому что разваливается весь. Хотели двор застелить большим слоем земли, чтобы вода не стояла. Вся местность здесь глиняная, поэтому влагу хорошо держит - как болото.
Периодически местные страдают от паводков. Чаще всего вода приходит весной и осенью, когда идут дожди. Однако Алексей уверяет, что на урожайность это не повлияло.
КАРАСИ РАСПЛОДИЛИСЬ
От воды село закрывает высокая земляная насыпь, заросшая камышом. От дороги его отделяет ров с водой, покрытый зеленым жабрыньем. Хромая по озерцу проплывают дикие утки.
Раньше за насыпью простирались гектары полей. После подрыва плотины все утонуло в воде. Сюда уже второй год съезжаются рыбаки даже из столицы.
- Карасей здесь водится больше всего, - рассказывает киевлянин Юрий. Сидит на раскладном стуле в одних шортах, рядом разложил опарыши и дождевых червей. Улов держит в сетке на берегу. О новом рыбном месте Юрию рассказал друг. - Раньше на водохранилище ловил. Клюет карасик, плотвичка. Рыба расплодилась, потому что много в воде кувшинок. Она здесь нерестится. Плюс - стоячая вода, а карась такое любит.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Белгородский квартал и "друзья" из Беларуси: как живет самый молодой город Украины у границы
Рыбаков встречаем чуть ли не каждые десять метров вдоль берега. Сегодня клюет плохо, бормочут себе под нос.
Ближайшая к земляной насыпи улица кажется заброшенной. Дворы заросли бурьяном, на калитках уже начали ржаветь замки. Раньше ухоженные дома - с грязными окнами, в паутине. С обеих сторон улицу перекрыли лентами и шинами, чтобы машины не портили асфальт, хрупкий от влаги.
Из-за подземных вод огород зарастает осокой
Двор дома на углу тонет в воде. Вместо клумб у забора - лужи с густым рястом и камыш. Громко квакают лягушки и прыгают в воду, как только слышат человеческие шаги.
- Как большой дождь, то у нас в погребе вода, в скважине, - выходит из соседнего двора седая бабушка. Одета в старую серую юбку и немного потрепанную блузу. 76-летняя Ольга Гаркуша перебирает на огороде картофель. - Выкопали, а нет, где ее дети. Думаю, переберу, потому что уже в мешках начала зеленеть и подгнивать. В погреб не можем всунуть. Будем держать в каком-то помещении и накрывать здорово - одеждой, покрывалами, пленкой. Чтобы не замерзла. Из-за подземных вод огород зарастает осокой и такими растениями, которые нельзя вывести.
Женщина живет с дочерьми и их семьями. От российских обстрелов в начале Великой войны прятались в погребе. Как взорвали дамбу, то перебрались в дом. Уже когда от взрывов повылетали окна, то переехали к родственникам в Киев.
- Потому что в доме было холодно, - вспоминает бабушка. - Когда вернулись, то хозяйство куда-то делось, но уже не было и в погребе воды. Магазины, аптеки были разбиты, а мост был разрушен.
- Воду мы пьем из скважины, нормальная вроде, - выглядывает из-за калитки ее дочь Татьяна. - Боимся только, чтобы картошка не замерзла.
В доме чувствуется сырость
- Бывает топится скважина, как большой дождь, то надеваю сапоги и выбираю воду ведрами, - продолжает Ольга. - Весной очень мокро, то позже начали сажать огороды. В доме чувствуется сырость. На улице все так и живут, почти никто не выехал. Один сосед ушел на войну, а другие перебрались в другой дом и только приходят огорода сажать. За насыпью люди держали поля, а кто коров пас. А сейчас из 50 голов - если бы три осталось.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Нас завалило. Вернулись с того света" - как медики и пациенты "Охматдета" пережили ракетный удар РФ
Из-за чрезмерной влаги на огороде Ольги портятся овощи. Вянет свекла и гниет морковь.
- У нас был второй огород в добавку за дамбой - 10 соток. Ездили на велосипеде, потому что нет другой техники. На нем сажали раньше картошку, а сейчас там вода кругом. Много людей там огороды держали, то бросили. Возле дома у нас совсем мало земли. Из-за этого все намного меньше урожая стало. Камыш порос, то в прошлом году выкопали его с дочерью и жгли. А это снова растет. Мы все с одного огорода едим, а эти годы не хватает. Так еще и может померзнуть без погреба.
Каждую неделю похороны в селе
Новое жилье пострадавшим от потопа крестьянам не предлагали. Помощь получали преимущественно те, чье жилье разрушили россияне.
Несмотря на все личные проблемы Ольга больше всего мечтает о том, чтобы закончилась война и все защитники вернулись домой.
- Каждую неделю похороны в селе, - говорит и смотрит на закрытые бутоны хризантем под забором. - Почему-то в этом году они не цветут.
ДЕМИДОВ РАЗВИВАЕТСЯ
Демидов входит в состав Дымерской ОТГ. Ее глава Владимир Подкурганный утверждает, что ныне село нормально функционирует.
- Уровень воды регулировался на насосной станции в селе Козаровичи. Из-за подрыва и произошло неконтролируемое движение воды. Систему уже отремонтировали, поэтому на территорию населенных пунктов вода попадать не может, - говорит - Демидов абсолютно нормально функционирует на сегодняшний день, если сравнивать с началом полномасштабного вторжения. Уровень воды уменьшился больше, чем на метр, ее откачали. Если раньше эти места выглядели как катастрофа, то сейчас мы видим разницу. Потому что только часть огородов периодически в воде, а не фундаменты домов. Кардинальных негативных изменений в жизни Демидова нет. Наоборот восстановили котельную, установили светофор, отремонтировали канализационную насосную станцию - там положительная динамика.
В результате подтоплений пострадали сельскохозяйственные земли. Однако большинство из них не обрабатывались систематически.
- Они залиты водой. Часть из этих угодий - огороды местных жителей. Сейчас не можем предоставить им новую землю, потому что это запрещено. Однако всячески помогали людям - привозили картофель, посадочный материал, гуманитарную помощь оказывали. Сейчас таких объемов нет, но и уровень воды уменьшается.
Глава громады говорит, что в населенных пунктах нет непригодных в результате подтоплений домов. В большинстве от воды пострадали цокольные этажи и подвалы. Частично подтопленными в громаде оказались около 150 зданий.
- Но это сезонное явление. Жителям подтопленных территорий предлагали переселиться, в частности в модульный городок. Однако все отказывались, потому что не хотели покидать родные дома, - вспоминает Подкурганный. - Также по всей громаде систематически делаем анализ качества воды. У нас в воде высокий уровень железа, но это характерно для многих регионов Украины. Были проблемы, но сейчас у людей есть возможность набирать воду в бювете. К нам обращений от жителей по этому поводу не было. Однако и решить это благодаря новым скважинам не удастся, потому что вода от этого не изменится, такая особенность.
Комментарии