Экономика страны-агрессора за несколько недель понесла существенные потери. В этом материале Gazeta.ua собраны красноречивые факты и статистика.
"Закрыть небо" над Украиной – это значит уничтожить российскую инфраструктуру, которая позволяет бомбить украинские города и разрушить заводы, где производят ракеты. Об этом напомнила вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина. Говорила, что именно об этом шла речь на переговорах с партнерами по НАТО в начале полномасштабного вторжения РФ в 2022 году. По Конституции Украины определен стратегический курс на обретение полноправного членства в НАТО, и Украина действует по лучшим натовским стандартам теми возможностями, ресурсами и практиками, которые у нее сегодня имеются.
Поэтому с начала полномасштабной войны российские нефтеперерабатывающие заводы подверглись атакам дронов примерно 40 раз, половина из которых произошла в первом квартале 2024 года. А в начале апреля 2024 года была поражена установка первичной переработки нефти на НПЗ в российском Нижнекамске, расположенном примерно за 1200 км от Украины. Это один из новых НПЗ России, построенный после распада СССР.
Атакован нефтепровод в населенном пункте Азов, по которому перекачивали нефтепродукты в танкеры на припортовой территории "Азовского морского порта". Загрузка танкеров остановилась на неопределенный срок.
Нефтегазовая экономика: так важна и очень уязвима
Это стало существенной переменной в течении полномасштабной войны и продемонстрировало возможности Украины бить по значительному количеству объектов Российской Федерации, включая связанные с нефтегазовым сектором ее экономики.
Отдельно подчеркнем значение нефтегазового сектора для экономики Российской Федерации.
В 2023 году в общей структуре доходов их доля составляла примерно 30%. Поэтому мы можем отметить, что в значимой степени конкретно этот сектор является основой экономики русской Федерации.
Что касается внешнеэкономической деятельности, то здесь нефтегазовый сектор играет еще более важную роль. В 2021 году доля экспорта топливно-энергетических товаров в структуре российского экспорта составляла 43,15%. Это прямые данные, публикуемые страной-агрессором, поскольку после начала полномасштабной войны она начала засекречивать информацию о внешней торговле. Поэтому данные до 2022 года можно анализировать по статистике, предоставленной ее торговыми партнерами. Исходя из нее, в 2022 году значение топливно-энергетических товаров выросло.
По данным этой зеркальной статистики, доля топливно-энергетических товаров в товарной структуре экспорта Российской Федерации по итогам 2022 года выросла до 66,84%. Причем на экспорт топливно-энергетических товаров в $386 млрд 19 % (или $75 млрд) приходилось именно на нефтепродукты.
В течение 2022 года не произошло существенного сокращения объемов внешней торговли, которое предполагалось после введения антироссийских санкций.
В марте 2023 года Федеральная таможенная служба России, а также Центральный банк возобновили публикацию данных о внешней торговле России, что объяснимо тем, что в течение 2022 года не произошло существенного сокращения объемов внешней торговли, которое предполагалось после введения антироссийских санкций.
Согласно данным Федеральной таможенной службы, по итогам 2023 года экспорт товаров, отнесенных к группе "минеральные продукты" – включая энергоносители, такие как нефть – снизился на 33,6 % до $260,1 млрд. Учитывая, что общий товарный экспорт составил $425,1 млрд., то доля этой группы составила 61,2 %.
Таким образом, основой экономики страны-агрессора является нефтегазовая отрасль, а удары как по нефтеперерабатывающим предприятиям, так и по логистике доставки нефтегазовых товаров, приведут к подрыву ее экономики.
Отметим как относятся к ударам по НПЗ России партнеры Украины, прежде всего США. Во второй половине марта появились слухи, что США просили Украину прекратить удары по российским НПЗ. Эти слухи были усилены статьей издания Financial Times, где утверждалось, что по словам трех человек, знакомых с обсуждениями, США призвали Украину прекратить атаки на российскую энергетическую инфраструктуру, предупреждая, что удары беспилотников могут повысить мировые цены на нефть и спровоцировать ответные меры.
В течение следующих недель продолжались дискуссии о том, было давление на руководство Украины или нет. Определенную точку в этих дискуссиях поставило 15 апреля 2024 году издание The Washington Post. По его данным, еще в феврале 2024 году вице-президент США К. Гаррис просила Украину воздерживаться от нападения на российские нефтеперерабатывающие заводы, утверждая, что такие действия приведут к повышению мировых цен на энергоносители и спровоцируют Россию к более агрессивной мести Украине.
Суета среди партнеров
Тогда Украина проигнорировала эту рекомендацию, но в последующие недели США усилили это предостережение в частности через советника по национальной безопасности Джейка Салливана, когда тот приезжал в Киев в марте 2024 года и других высокопоставленных чиновников обороны и разведки США. Так, 9 апреля 2024 года Министр обороны США Ллойд Остин заявил, что атаки Украины на российские нефтеперерабатывающие заводы могут повлиять на мировые энергетические рынки и призвал Украину сосредоточиться на военных объектах.
Представители этой партии обращали внимание на то, что пока Россия атакует нефтегазовый и энергетический сектор Украины, вполне логичным выглядят зеркальные шаги со стороны Украины.
Но такие заявления вызвали не только недовольство в Украине, но и критику самих США. Отдельные сенаторы от оппозиционной президенту США Джозефу Байдену Республиканской партии обвинили администрацию США в приоритете внутренней политики (цен на энергоресурсы) над военными целями Украины. Другие представители этой партии обращали внимание на то, что пока Россия атакует нефтегазовый и энергетический сектор Украины, вполне логичным выглядят зеркальные шаги со стороны Украины.
Такие заявления сенаторов США пришлось корректировать с акцентом на то, что давления на Украину не было, просто есть сомнения в военной эффективности атак на российские НПЗ. При этом заметна была определенная непоследовательность заявлений руководства США, и это еще больше добавляло скептического отношения к ним.
Отмечалось также, что поддержка мировых энергетических рынков для преодоления инфляции является приоритетом для администрации США, что также важно для поддержки украинских военных усилий в Европе, ведь повышение цен на энергоносители рискует ослабить европейскую поддержку помощи Украине. При этом позиции США отличаются от позиции ее союзников в Европе, не критиковавших удары Украины по российским ННЗ.
Нефть не должна дорожать
Удары по российским НПЗ не должны вызвать рост мировых цен на нефть, ведь они приводят к появлению избыточной сырой нефти, которая может быть отправлена на экспорт. А значит, и цена на нее сократится. На повышение мировой цены на нефть скорее влияет сокращение добычи ОПЕК Плюс, а также нестабильность, связанная с войной Израиля с ХАМАС. Одним из последствий последней является то, что йеменские хуситы поставили на паузу перевозки контейнеров, нефти, сжиженного газа и других грузов по главному торговому маршруту между Европой и Азией через Красное море, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив.
Одним из объяснений такой риторики может стать то, что она ориентирована не на Украину, а на Республиканскую партию США. Поскольку доминирующее крыло в ней, учитывая запланированные на 5 ноября 2024 года выборы президента США, занимает позицию противоположную той, которую занимает администрация Байдена. То есть, в определенной степени им делается своеобразное "послание", содержание которого состоит в следующем: "Если ваша позиция против инициатив администрации Джозефа Байдена, то критикуйте советы не бить по российским НПЗ". Этим, в частности, создавался фон, на котором представители Республиканской партии голосовали за помощь Украине, не утрачивая свою репутацию в глазах избирателей.
Практика показала, что едва ли не самый существенный вред России наносят удары по установкам каталитического крекинга, поскольку они были изготовлены в США, и из-за наличия санкций их трудно заменить или починить. Поэтому необходимо сохранение санкций, запрещающих поставку оборудования для НПЗ в России, а также усиление контроля над соблюдением таких санкций.
Россияне спасаются субсидиями
В общем, удары по НПЗ уже привели к росту оптовых цен на горючее в России, однако еще не произошло заметного роста розничных цен. Частично это объяснимо субсидиями государства, направленными на содержание розничных цен. Такие субсидии создают дополнительную нагрузку на бюджет России и не позволяют направлять средства, потраченные на эти субсидии, на другие цели, прежде всего связанные с ведением Россией полномасштабной войны против Украины.
Удерживать розничные цены на топливо разрешает запрет на экспорт отдельных видов горючего с первого марта 2024 года.
Как показали данные аналитической компании Kpler, за 10 дней до 13 апреля 2024 г. экспорт российского дизеля составил в среднем 0,74 млн баррелей в день, что на 25% меньше, чем средний уровень за этот период в 2019-2023 годах.
Однако такая политика приводит к меньшим поступлениям от экспорта, что также отрицательно сказывается на параметрах экономики России.
Еще одним источником покрытия недостатка топлива и других нефтепродуктов в РФ является их импорт. Однако увеличение импорта также приводит к утечке денег из России. И импортированные нефтепродукты стоят дороже по сравнению с аналогами, изготовленными в России.
В вопросе импорта нефтепродуктов есть определенная ирония. В 2019 году в России начался так называемый "налоговый маневр" – это программа постепенного отказа от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В ходе маневра размер пошлины к 2024 году уменьшился с 30% до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых увеличился на эквивалентную сумму. Одна из причин такого шага заключалась в том, что в торговле с Республикой Беларусь экспортные пошлины на нефть перечислялись в бюджет Республики Беларусь, что не касалось налога на полезные ископаемые. Это делало цену нефти, которая поставлялась в Республику Беларусь, эквивалентной цене, по которой нефть получали российские НПЗ.
Удары по российским НПЗ привели к необходимости импорта нефтепродуктов из Республики Беларусь
Следовательно, этот "налоговый маневр" должен был уменьшить объемы отправки российской нефти на НПЗ Республики Беларусь для того, чтобы в перспективе она еще больше зависела от Российской Федерации. Однако удары по российским НПЗ привели к необходимости импорта нефтепродуктов из Республики Беларусь.
Поэтому роль нефтяного комплекса в экономике России очень значительна, поэтому именно удары по НПЗ могут быть для нее наиболее болезненными. Потеря мощностей нефтепереработки вместе с ограничением экспорта сырой нефти может привести к повторению Россией судьбы Германии времен Первой мировой войны, когда именно экономические, а не военные потери привели к ее поражению.
Комментарии