Мнения в издании The Hill профессора политологии Университета Рутгерса в Ньюарке, специалиста по Украине, России и СССР Александра Мотыля
Тупик, тупик, тупик - вот слова, которые все чаще звучат в комментариях об украинском контрнаступлении. Они вводят в заблуждение.
Другой набор популярных слов - спортивные сравнения. Как и бедные боксеры, Украина, как говорят, не смогла нанести нокаутирующий удар. Как футболисты, россияне окопались и выстроили жесткую оборону. Это тоже вводит в заблуждение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украинская армия давит на российские позиции. Будет прорыв" – британский подполковник
Взятые вместе, оба набора слов отражают образ мышления, который рассматривает войну и усилия Украины по ее победе как игру. Это в меньшей степени характерно для украинцев и россиян, которые умирают и гниют в окопах. В большей степени для западных аналитиков и комментаторов, которые меньше волнуются о смерти и разрушениях, которые устроил Владимир Путин, а также об их репутации. Правильно ли они предсказали окончательный счет? Пострадает ли их положение?
Стивен Уолт из Гарвардского университета прекрасно отражает это мышление: "Если война закончится тем, что Украина окажется в руинах, Россия будет владеть большим куском украинской территории, а Путин останется у власти. Люди, которые продолжают требовать продолжения войны и прогнозируют украинский триумф, будут выглядеть довольно глупо".
Как один из тех, кто требует продолжения войны и предсказывает триумф Украины, могу заверить, что глупость - это последнее, о чем я буду беспокоиться, если Украина проиграет
Как один из тех, кто продолжает требовать продолжения войны и предсказывают триумф Украины, могу заверить, что глупость - это последнее, о чем я буду беспокоиться, если Украина проиграет. Вместо этого я буду оплакивать геноцид украинской нации, разрушение украинской государственности, триумф российского фашизма и уверенность, что российский экспансионизм не остановится на Украине.
Я также могу заверить Уолта, что никто в этом лагере не будет чувствовать себя глупо. Вместо этого все почувствуют, что произошла огромная трагедия, которую можно было бы предотвратить, если бы Запад серьезно отнесся к Украине и ее безопасности не год назад, а 30 лет назад.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На концерте у Кобзона: сколько генералов потеряла РФ за время войны
Поскольку война и контрнаступление подсознательно воспринимаются как игра, мы ожидаем, что первое быстро закончится. В конце концов, кто сможет выдержать более трех часов бейсбола? А второе приведет к масштабному прорыву почти сразу же. Если не считать нескольких тачдаунов и перехватов, это должно означать, что наступление идет плохо и игра закончится вничью.
Мы забываем, продолжая футбольную метафору, что из-за нежелания Запада снабжать Украину авиацией, ВСУ вынуждены отказаться от длинных передач и вместо этого сосредоточиться на беговой игре, играя против защиты, которая не обращает внимания на свои силы, то есть собственную безопасность.
Никакого тупика нет. Украинское контрнаступление не застопорилось и не затухает. Украина добивается постепенного прогресса на нескольких фронтах
На самом деле никакого тупика нет. Украинское контрнаступление не застопорилось и не затухает. Украина добивается постепенного прогресса на нескольких фронтах. Ежедневно убивает сотни российских солдат при разминировании густонаселенных минных полей - пять мин на квадратный метр. Разрушение вражеских мостов, железных дорог, складов горючего, складов боеприпасов, а также центров управления и командования. Короче, снижает способности России вести войну. Тем самым, Украина "разравнивает" игровое поле и заставляет российскую "команду" играть без шлемов, подплечников и обуви.
Но использовать к войне язык спорта - оскорбительно. Это унижает жертвы, превращая их в очки, и предполагает, что обе стороны несут равную ответственность за войну. Но язык спорта также показателен, предполагая, что люди, которые его используют, не в полной мере сочувствуют жертвам войны и страданиям, которые те переживают. Как правильно заметил один аналитик, "в мире ведется не так много моральных войн, но эта одна из них, и уже по одной этой причине это дело, которое стоит поддерживать, несмотря на циничные статьи, которые пропагандируются с растущим рвением".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Контрнаступление можно будет оценить в конце года" – старший лейтенант Армии обороны Израиля
В Facebook гуляет фотография тяжелораненого украинского солдата, лежащего на кровати, с отрезанными обеими ногами чуть ниже бедер. Можно себе представить, что таких, как он, еще сотни по обе стороны фронта. Аналитики говорят о выигранных или потерянных километрах, об убитых или раненых солдатах, о разрушенной или восстановленной инфраструктуре. Это, конечно, важно, но такой клинический подход к человеческой трагедии кажется неадекватным, неправильным и слегка непристойным.
Естественно, аналитики должны анализировать, а комментаторы — комментировать. Но им никогда не следует забывать, что то, что им кажется спортивным событием, на самом деле является адом на Земле.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии