Полтавчанка 57-летняя Валентина Ивановна закрывает торговую точку на Центральном вещевом рынке. Работала 10 лет, продавала дубленки. Последние полгода торговала в убыток. Говорит, люди начали скупаться в дешевых магазинах одежды.
В пятницу, 9 ноября, Валентина Ивановна вешает замок на металлический контейнер почти в центральном ряду вещевого рынка. Внутри пусто.
- Завтра на работу не выйду, разорвала договор о торговле. Люди обнищали, почти не покупают одежду дороже 2 тысяч. В прошлом месяце четыре клиента было. Из пенсии за место платила, - говорит. - Базар на ладан дышит. Предприниматели бросают бизнес, потому что большое налоговое давление, надо платить социальные взносы. Раньше платили по 100 гривен в месяц. В этом году отдаем по 108 в налоговую и в среднем 480 в Пенсионный фонд ежемесячно.
Гладит двери контейнера, оглядывается.
- Единицы покупателей ходят. Свалили в магазины дешевой одежды "55-75", "Сток маркет", секонды. За полгода их в каждом углу города открыли. Там качество товара ниже, зато он дешевый. На базаре выживают те, кто продает сезонную одежду, пуховики или подделки из кожзама.
На рынке 1,8 тыс. мест. Насчитываю 106 закрытых контейнеров. Их владельцы торговали зимней одеждой. Больше всего закрытых в первом и четвертом секторах. Меньше всего возле нескольких входов на базар. Покупателей не больше пяти в каждом ряду. В первом секторе - пустая площадка. На асфальте разметка для 30 контейнеров. Рядом двое мужчин лет 50 играют в нарды. Торгуют кожаными куртками и шапками из меха.
- Убиваем время, чтобы крыша от скуки не поехала, - говорит один. Не называется. - За день может только один покупатель прийти. Не закрылись, потому что в минусы не вышли, да и другой работы в нашем возрасте не найдешь.
Мимо проходит 47-летняя Анна Трофа, за руку держит сына 13-летнего Артема.
- Женщина, возьмите пареньку кожанку, - продавец заступает им дорогу. - На него будет как раз, с меховым воротником.
Показывает пальцем на черную куртку с коричневым воротником.
- Всего 2 тысячи 100 гривен, Турция, - протягивает одежду. - Пусть померяет. Если будете брать, вступлю.
Продавец смотрит на Артема. Тот тянет мать за руку.
- Ещё раз тебе говорю, напрасно меня сюда привела, - говорит. - В фирменных магазинах то же, за ту же цену.
В контейнере рядом с магазином "Ранок" 42-летняя Елена Степанова развешивает на женской обуви таблички с надписью "распродажа".
- Все владельцы контейнеров из соседнего ряда обанкротились на второй месяц после открытия, - машет рукой себе за спину. - Закупили турецкие и московские шубы и продавали от 2,5 тысяч. Никто не покупал. Также потихоньку обанкрочиваются продавцы обуви, как я. Её не берут, потому что качество ниже, чем в секонде. Люди скупаются в магазинах от обувных фабрик "Крокуль", "Прогресс". Попробую продуктами торговать. Там конкуренция жестокая, продавцы за покупателей друг другу глотки перегрызают. Сманивают клиентов за копеечные скидки, но имеют стабильную прибыль.
Возле центрального ряда 45-летняя Любовь Васильевна пьет кофе:
- Центральный рынок можно реанимировать, потому что часть людей остается верной стихийным базарам, они работают незаконно во дворах улиц Новобазарная и Чапаева. Если все перевести сюда, их клиенты будут бегать здесь. Хочешь не хочешь, и у нас товар купят.
Базары исчезнут через пять лет
В субботу, 10 ноября, на рынке в городе Червонозаводское расставляют торговые палатки с одеждой, обувью и промтоварами. За месяц их уменьшилось почти вдвое. На рынок съезжаются предприниматели из Лубненского, Гадячского районов Полтавщины, Липоводолинского и Роменского районов Сумщины.
- Раньше за пару часов полностью одеться мог, - говорит 32-летний лохвичанин Анатолий Федоронько. - Сегодня полдня потратил, весь базар обходил, а купил только кофту. Джинсов раньше было море, каких хочешь. Теперь в моем размере штук 10 на весь рынок. Свитера ни одного не увидел такого, как хотел.
Больше всего базаров закрывают в Полтавском, Козельщинском, Машевском, Семеновском районах, в городах Лубны, Комсомольск, Кременчуг, Кобеляки, Карловка, Миргород.
- Рынки - это переходной этап, они полностью исчезнут через пять лет, - говорит 57-летний Михаил Бугрий, начальник управления по вопросам развития потребительского рынка Полтавской облгосадминистрации. - Продавцы либо уходят из бизнеса, либо переходят торговать одеждой в магазины, торговые центры. Товар завозят фирменный, имеющий сертификаты качества. Покупатели примеряют его за ширмами, а не на улице. Поэтому базары не пользуются спросом.
Комментарии
1