В Глинском Зинькивского района из 220 жителей более 100 — турки-месхетинцы. 19 лет назад они приехали на Полтавщину из Узбекистана. Местные говорят, благодаря туркам в село проложили дорогу, трижды в день ездит автобус.
— Из села молодежь убежала, потому что не было дороги, — рассказывает заведующая местного клуба 50-летняя Екатерина Пищаленко. — Советская власть настроила домов, а жить некому. Отдали их туркам.
Месхетинцев дважды выгоняли с их земель. Первый раз в 1944-ом по приказу Сталина — с исторической родины Месхетии на границе между Грузией и Турцией. Большинство вывезли в Узбекистан. Там турки жили 45 лет. В 1989-ом из-за конфликтов с местным населением часть месхетинце в перебралась в Россию. В Украине осели более 10 тыс. человек.
Весной 1989 года семья Дадаевых приехала в Глинское.
— Вот их дома, — показывает рукой Екатерина Ивановна.
На каждой — спутниковая антенна, почти во всех дворах автомобили.
Двери открывает 54-летняя турчанка Солмаз Дадаева. У нее 13 внуков. В комнату проводит через кухню. На плите большой казан, возле него металлический горшок с носиком. Посередине комнаты низкий стол, на полу цветные подушки.
— Из Ташкента начали гнать. В Фергане дома жгли, окна били, — рассказывает женщина ломаным русским. — За полцены дом продали, убежали в Украину. Сказали, здесь люди хорошие.
В Зинькивский район переехали 16 семей месхетинце в. Дадаевы пошли работать в колхоз. Работали там до 2000-го.
— Взяли гектар земли. Сажаем баклажаны, перец, в теплицах — рассаду, — продолжает хозяйка.
В комнату входят несколько мужчин. Здороваются и садятся на подушки.
— Возим овощи на базар в Полтаву, — рассказывает Зейнали Дадаев. — Нам не верят, что вырастили их здесь. Думают — из Грузии, - смеется мужчина.
Местные нанимаются к туркам работать. Некоторые купили у них рассаду и начал выращивать перец и баклажаны.
— Завидуют, — качает головой Солмаз. — Думают, у нас денег много. А я говорю, пусть вас выгонят с родины. Увижу, сколько у вас будет.
В семьях турко в-месхетинце в за 19 лет родилось более полусотни детей. В школу в соседнем селе Малые Будища ездят на автобусе.
Дети разговаривают между собой на турецком. На уроках — на русском или украинском.
— В России наших не хотели прописывать, — продолжает хозяйка. — Украина выдала паспорта, детям — свидетельства.
В Глинском всем селом отгуляли 20 турецких свадеб. Месхетинцы — мусульмане, но на украинские религиозные праздники не работают.
— Как-то у турков был неурожай, и говорили: это из-за того, что сажали на праздник, — смеется завклуба Пищаленко.
Самый старый в поселении — дед Кирман. Ему 81. У него шестеро сыновей, 33 внука и 32 правнука. Он помнит два переселения турков.
В пятницу в Глинское приезжает мулла читать молитвы. В этот день не работают. Смотрят грузинские и турецкие спутниковые телеканалы. Следят за украинскими новостями.
— Село без газа. Скоро Россия перекроет "голубое топливо" — и ни у кого не будет, — шутят мужчины.
Селяне топят дровами. На то чтобы провести в Глинское газ, нужно 700 тыс. грн. Местные надеются, что деньги даст область и помогут турки-месхетинцы.
Комментарии