Глава бюджетного комитета нардеп-"литвиновец" 54-летний Валерий Баранов выходит в парк около Верховной Рады. Садимся на скамью под деревьями. От ветра падают и рассыпаются каштаны. Баранов не обращает внимания. Увлекшись, машет исчерканными ручкой листами с цифрами бюджета 2012 года.
На кого рассчитан этот бюджет?
— Если грубо — на проедание. 90 процентов — это зарплата врачей, учителей, оплата энергоносителей и содержание аппарата управления. На развитие что-то выделяют, только когда строят серьезные объекты в Киеве или для Евро.
Проект бюджета предусматривает увеличение расходов на Генпрокуратуру, Министерство внутренних дел, медицинское обслуживание чиновников.
— Чем ближе к выборам, тем более популярна позиция Петра Симоненко: забрать и разделить. Мы как-то считали: если бы ликвидировать отдых депутатов, закрыть "Феофанию" (номенклатурная больница в Киеве. — "ГПУ"), а я поддерживаю такие инициативы, то это дало бы всем остальным две копейки к пенсии. Поэтому не стоит преувеличивать.
То есть вы оправдываете существование всех этих санаториев, дач, гаражей с лимузинами. Как это обосновать простому украинцу?
— Я за то, чтобы все это продать и забыть, как кошмарный сон. Я тоже не понимаю, что такое ДУСя и зачем мы это содержим (Государственное управление делами, которое руководит государственными резиденциями, санаториями, угодьями для должностных лиц высшего ранга. — "ГПУ"). Президенту этот хлам не нужен, и он им не пользуется. Половина депутатов никогда в эти санатории не ездили и ездить не будут.
Как-то поломал пальцы на руке и сходил в "Феофанию". Простоял час в очереди, плюнул и пошел в частную больницу. Потом ходил туда с сердцем. Увидел, чем меня собираются лечить, развернулся и поехал на операцию в Израиль.
Так в чем проблема? Чтобы отказаться от тех же депутатских "оздоровительных", даже не нужно проводить реформы.
— Такое постановление в Раде не пройдет. Большинство депутатов имеют преклонный возраст, сидят там с 1990-х. Не думаю, что они проголосуют против личных интересов. Хотя сократить расходы на льготы нужно хотя бы для того, чтобы не раздражать простых людей.
Вы задаете правильные вопросы. Но все это — вот столько от общего объема проблем, — показывает пальцами. — Эффекта не будет. Нужно бороться не со следствием, а с причиной.
Давайте о причинах. Как с ними борются, чтобы люди увидели, что действительно идет борьба?
— Проект бюджета на 2012-й — это результат 20-летней болтовни и популизма. Нужно изменить всю систему. Бред — коммунистическими методами руководить рыночной экономикой. Нужна административно-территориальная реформа, чтобы организовать эффективную структуру государства, без лишних звеньев. На практике это выглядит так. Я рисую пирамиду управления: парламент, президент, Кабмин, все ведомства и органы власти. Потом приводим эту пирамиду к мировым стандартам — вычеркнем половину контор, которые никому не нужны. Зачем областная государственная администрация? А районная? Сегодня они выполняют функции парткома той партии, что при власти.
Только очень раздутого парткома.
— Конечно. Аппарат еще и вырос в четыре-пять раз.
Почему не начали с административно-территориальной реформы?
— Это к кому вопрос?
К вам как представителю большинства.
— Нужно спросить в Комитете по экономическим реформам при президенте. Там рождаются эти инициативы. Более того, говорят, что у нас идет второй этап админреформы. В действительности же не было первого и не идет второй.
Люди поняли бы политику затягивания поясов, если бы не видели, в какой роскоши живут чиновники. Вот, возле парламента строят грандиозную вертолетную площадку. Состояния Ахметова и Фирташа за год выросли вдвое.
— О-о-о! — отводит взгляд Баранов. — Есть вещи, которые нечем крыть. В стране очень бедные, просто бедные и богатые. Среднего класса нет.
Мэр Сум Геннадий Минаев обозвал этот бюджет нецензурным словом. Что не нравится местному самоуправлению?
— То же, что было 10 и 20 лет назад. Государство тупо не финансирует делегированные самоуправлению полномочия — зарплату работникам образования, культуры, медицины, соцзащиты. И не только потому, что денег нет. Но и потому, что все поколения людей, сидевших в этом здании, — кивает на Раду, — напринимали кучу законов, которые теперь ни у кого нет мужества упразднить. У нас каждый третий — льготник. Ни в одной стране такого нет. Что такое "дети войны"? Это Александр Мороз их придумал. А где взять 13 миллиардов для них? Моя мама, ей 87 лет, ее гоняли в Германию, спрашивает: "Какой вклад в победу сделали дети войны?". Давайте "внуков войны" придумаем. Людей обманули, и они сейчас возмущаются, ходят по судам. Когда-то кто-то должен был бы это начать отменять или хотя бы проводить инвентаризацию. Вероятно, будут недовольные. Кто-то ездит бесплатно в автобусе, а завтра не будет.
Вы о воинах-афганцах, которые штурмовали Верховную Раду 20 сентября?
— Я не говорю, что у афганцев нужно забрать социальные гарантии. Нужно произвести инвентаризацию. Набраться мужества и сказать: "Стоп, ребята!". Есть святое — участники боевых действий, чернобыльцы, инвалиды-колясочники. Все остальные — имеете руки-ноги, идите зарабатывайте. А государство должно для этого создать условия.
По вашим оценкам — сколько бюджетных средств разворовывают?
— Ха! — вскакивает. — Статистики же нет!
По вашим ощущениям.
— Скажу так — много. Крадут на каждом перераспределении, на каждом этапе. Поэтому нужно сделать как можно меньше таких "ступенек".
Выглядит, что руководство государства понимает реформы как стукание кулаком по столу "всех уволить, посадить". Толку от этого никакого.
— Ситуация такая, — вздыхает. — Механизм государственного управления забюрократизирован и неэффективен. Коррумпирован и не всегда профессионален. Социальная защита — безадресная. Жилищно-коммунальное хозяйство убыточно и, фактически, обслуживает частную собственность за счет всех, и даже крестьян. У нас фактически нет отдельных проблем. Все делается не-пра-виль-но! И так 20 лет. Наступило время составить план действий. Реформы должны готовить профессионалы. Все должно уложиться в головы людей и руководителей. Есть закон о Жилищном кодексе, который несет большую пользу. Его не приняли, потому что люди не поняли, оппозиция заплевала. Наговорили массу глупостей — что будут выселять по решению жэка, если не платить квартплату. Открыл недавно журнал "Народный депутат", там на тему ЖКХ выступил заместитель одного губернатора. Я звоню заместителю министра ЖКХ Григорию Семчуку: "Михалыч, — говорю. — Его нужно немедленно выгнать с работы. Он — балбес!". А он: "Валера, у меня таких 95 процентов". Их сейчас назначают по партийному принципу.
Как снять напряжение в обществе?
— Нужна откровенность власти. Правильно, если бы президент вел диалог с обществом не через свое окружение. Если он наберется мужества проанализировать этап, который мы прошли, и сделает серьезные выводы, у нас есть шанс.
Девять лет управлял Бердянском
Валерий Баранов по специальности инженер-механик. Работал в горкоме комсомола, начальником цеха на заводе Южгидромаш.
В 1990-х пошел в бизнес. Его фирма "Аванта" занималась производством пищевыхпродуктов, недвижимостью, гостиничным бизнесом.
В 1998-м выиграл выборы мэра Бердянска. Дважды переизбирался, но в 2007 году оставил должность ради работы народным депутатом. Прошел в Верховную Раду по списку Блока Литвина под №6.
С женой Наталией воспитали двух дочерей: 34-летнюю Марину и 13-летнюю Ольгу. Старшая управляет гостиницей отца "Дюна" в Бердянске Запорожской области.
В юности Валерий Баранов играл на ударных в джазовой музыкальной группе. Когда стал нардепом, закончил в Киеве школу игры на ударных инструментах. С 2001-го организует на родине джазовый фестиваль.
Комментарии
51