— Пиарщики президента сделают так, будто Онищенко действует на заказ спецслужб. Чтобы информация была более-менее приемлема для общества. Так было с "панамским" скандалом, — говорит политолог Сергей Гайдай, 40 лет.
За год Петр Порошенко попал во второй коррупционный скандал. Народный депутат Александр Онищенко заявил, что организовывал нужные главе государства голосования в Верховной Раде. За это депутаты получали деньги. На протяжении года записывал свои разговоры с президентом на ручные часы с диктофоном. В НАБУ начали проверять материалы, но осуществления пока не зарегистрировали.
Первый скандал был в апреле. Тогда произошла утечка информации из базы данных панамской юридической фирмы "Моссак Фонсека", которая регистрирует офшоры (законодательство офшорных государств частично или полностью освобождает от налогообложения доходы компаний, полученные вне этих стран. — ГПУ). В документах речь идет об отмывании средств многими политиками и бизнесменами. Клиентом этой фирмы был и Порошенко. Летом позапрошлого года он создал компанию "Прайм асет партнерс лимитед" на Британских Виргинских Островах. В налоговых декларациях за 2014–2015 годы не указал ее. Засветились и люди из ближайшего окружения президента. В 79 странах этот скандал привел к обыскам, проверкам или расследованиям. В Украине правоохранительные органы никак не отреагировали. А Верховная Рада отказалась создавать следственную комиссию.
— В нормальных странах из-за такого президенты идут в отставку. Пытаются сохранить остатки своей репутации. Плюс — во избежание политического кризиса, — говорит Сергей Гайдай.
— Если американское Федеральное бюро расследований найдет на записях Онищенко зацепку для дальнейшего расследования, для Порошенко это может закончиться плохо. США будут считать его коррупционным президентом и будут стараться не иметь с ним дел. Соответственно, пока Петр Алексеевич будет оставаться у власти, Соединенные Штаты не особо будут поддерживать Украину.
Антикоррупционное бюро должно рассмотреть представленные Онищенко материалы и открыть дело против президента и его окружения. Это экзамен для НАБУ. Покажут, насколько они независимы.
— У нас есть антикоррупционное бюро, агентство по противодействию коррупции, антикоррупционная прокуратура. Но они этим не будут заниматься, — рассказывает бывший народный депутат 52-летний Тарас Стецькив. — Однако последствия этого дела могут быть очень серьезные. Пока народ "глотает" один коррупционный скандал за другим. Накапливает злобу и ненависть. Люди не забыли офшоры Порошенко, электронные декларации. В какой-то момент это все выстрелит. Общество поквитается с властью.
Комментарии
2