— Правоохранители меня нашли, когда я готовила обед, — говорит 38-летняя Елена Лукаш, министр юстиции времен Януковича. Стоит в клетке зала заседаний столичного Печерского райсуда. 6 ноября ей избирают меру пресечения.
Арестовали на два месяца. В тот же день народный депутат из "Оппозиционного блока" Вадим Новинский внес залог — 5,1 млн грн. Выпустили ее в понедельник. Надели электронный браслет.
— Последние полтора года я жила в Киеве с двумя дочерьми и матерью. Я не скрывалась. Посещала косметологов и театры. Общалась с адвокатами и друзьями.
Лукаш задержали в четверг работники контрразведки Службы безопасности. В Генпрокуратуре допросили по делу преступлений Майдана — она фигурирует свидетелем.
С мая прошлого года ГПУ проводит расследование относительно Елены Лукаш. Подозревают в превышении служебных полномочий. Будто бы во времена руководства Минюстом по сговору с работниками фирмы "Европейская правовая группа" с августа 2013-го по январь 2014 года присвоила государственные 2,5 млн грн.
28 июля этого года Лукаш объявили в международный розыск. Через неделю наложили арест на три ее киевские квартиры — площадью 127, 125 и 111 кв. м.
— Наверное, Лукаш хорошо подчистила материалы, — говорит бывший народный депутат 51-летний Тарас Черновил. — Министр юстиции прекрасно знает, что нужно сделать, чтобы тебя не трогала и не могла посадить ни одна власть. Под сомнительными документами такие люди просят ставить подписи других.
Стоит обратить внимание, кто ее задерживал — контрразведка СБУ. Она не занимается тендерными закупками, а интересуется предательством Родины. Григорий Ильяшов — муж Лукаш — руководил внешней разведкой во времена Януковича и убежал в Москву. С ним — и она. Значит, что-то заставило ее вернуться в Украину. Возможно, пошла на сотрудничество с нашими органами, чтобы пролить свет на события Майдана.
Ильяшов на протяжении двух лет сдавал России систему украинской разведки. Поэтому Лукаш много чего может рассказать — и об украинской разведке, и о российской. Возможно, есть договоренность, что такая информация перевесит ее грешки. По делу, которое против нее ведут, у Лукаш не будет проблем.
Трехэтажный дом Елены Лукаш расположен в пер. Реута, 8 в так называемом Царском селе на столичном Печерске. Это в самом центре города. Сотка земли здесь стоит около $50 тыс.
Дом записан на мать экс-министра юстиции — 67-летнюю Любовь Васильевну. Высокий металлический забор завешен искусственной травой, чтобы двор не был видно. Входные двери и окна на первом этаже украшены витражами. На втором и третьем — шторы из белого тюля. С улицы впритык к забору стоит беседка. К ней из дома ведет выложенная брусчаткой дорожка. Во дворе растут ели и туи. Припаркован белый "Рено Кенго". Трижды нажимаем на звонок — никто не открывает и не отвечает.
— За три года Лукаш ни разу здесь не видел. У нее все машины с тонированными стеклами. Как за ними что-то разглядеть? — мужчина в синей спецовке, на вид лет 50, убирает опавшие листья на тротуаре неподалеку. Сметает на кучу, совком перекладывает в картонную коробку. — Как только она сюда переехала, было много строителей. Делали ремонт внутри, меняли часть крыши. Один из работников сказал, что за месяц заработал столько, что на год хватит. Здесь есть прислуга. Всегда отмалчивались — боялись потерять работу.
Рядом стоит одноэтажный дом из красного кирпича. Хозяин открывает низенькие ворота. Поправляет черную кожаную кепку. Выглядит лет на 60.
– В 2013 году Лукаш этот дом купила, — рассказывает. Фамилию не называет. Снимать на камеру запрещает. — Наверно, отжала у кого-то бизнес и на "шарик" он ей достался. До нее здесь бизнесмен жил. Всегда здоровался, спрашивал о здоровье. Когда выезжал, жаловался: "Не хочется отсюда уезжать, но жизнь заставила". А потом Лукаш тут нарисовалась. Дом записала на маму — ни разу ее здесь не видел. Лукаш сначала вертелась частенько. Каждое утро по этой дороге водила детей в школу. Шла сама, без охраны. С соседями не общалась. Выходить на улицу перестала после Майдана, хоть все это время здесь жила. Месяц назад соседи ее видели: садилась в машину.
Мужчина ведет к перекрестку за своим домом. Пока доходим, там трижды разворачиваются дорогие автомобили.
— С весны 2014-го здесь постоянно парковал свое авто водитель Лукаш, — рассказывает. — Я его хорошо знаю, он у нее два года работает. Оставлял иномарочку, а сам шел в дом к хозяйке. Возил ее, поручения выполнял. Несколько раз видел, как тянул в дом много больших пакетов. Вчера утром он тоже здесь был. Поставил машину, но во двор не пошел. До обеда прятался за кустами. Я вышел с собакой гулять, спросил — чего прячется. Он ответил: "Я не прячусь. Просто друга жду". После обеда уехал. Я тогда как раз новости посмотрел, узнал, что Лукаш взяли. Сегодня первый день, как тот водитель на работу не вышел.
У мужчины звонит кнопочный телефон "Нокиа".
— В Царском селе простых людей мало осталось. Здесь все дома выкупила банда. Когда революция началась — из всех жителей только я ходил на Майдан. Из-за этого здесь все были против меня. Не раз на улице останавливались и говорили: "Зачем вам это? Думаете, без Януковича станет легче жить? Вы ошибаетесь".
Была главным юристом Партии регионов
Елену Лукаш называют человеком Сергея Левочкина, который возглавлял Администрацию президента Виктора Януковича. Стала известной во время оранжевой революции. В Верховном суде представляла интересы тогдашнего кандидата в президенты Януковича. Была главным юристом Партии регионов.
Потом защищала Бориса Колесникова (близкий к миллиардеру Ахметову бизнесмен, был вице-премьером в правительстве Азарова. — "ГПУ"), который находился под следствием за вымогание. Дважды избиралась народным депутатом от "Регионов". Работала первым заместителем главы Администрации президента во времена Януковича.
В июле позапрошлого года стала министром юстиции. Майдановцев называла "экстремистами".
Комментарии