В понедельник, 14 апреля, в Горловке на Донбасе более 200 пророссийских активистов с палками и камнями взяли штурмом городской отдел милиции. Горловка стала девятым городом области, где сепаратисты захватили власть.
В выходные волна пророссийских выступлений прокатилась по городам Донецкой области. В Славянске, Дружковке, Артемовске, Енакиевом, Мариуполе, Харцызске, Краматорске сепаратисты полностью или частично захватили административные здания. Облгосадминистрацию в Донецке удерживают с 6 апреля. Вооруженные люди в камуфляжах и балаклавах требуют референдума и присоединения к России. Они имеют автоматы, которые есть на вооружении в РФ, и употребляют нетипичные для Донбасса слова. Один из вооруженных мужчин в Краматорске приказал "отойти за поребрик". Так в Санкт-Петербурге называют бордюр.
Во время силового противостояния в Славянске погибли два работника СБУ, ранены девять. Есть неподтвержденная информация о погибших сепаратистах.
Масштабная антитеррористическая операция с применением украинской армии — единственный правильный путь для освобождения Востока Украины от сепаратистов, считает журналист 50-летний Станислав Речинский:
— СНБО решил не вводить чрезвычайное положение, потому что нам нужно провести выборы. Но есть решение об антитеррористической операции. В сущности, это то же, что и чрезвычайное положение. Не нужно бояться реакции России. Мы боялись ее ответа на активные действия в течение двух месяцев. В итоге потеряли Крым и дезорганизовали Восток. Понятно, что реакция Москвы не зависит от нашего поведения. Если им будет нужно, скажут, что в Киеве избили Петра Симоненко и это является поводом для ввода российских войск.
Сепаратисты выбирают объекты на стратегически важных направлениях сообщения между Россией и Донецком. Где есть небольшие аэропорты. Вероятно, что эти пункты готовятся как дорога для вторжения. Если, например, на Донбассе проведут местный референдум о присоединении к России. Мы должны не допустить этого.
Нужно сделать несколько вещей. Первое: придется применить очень опасную меру — ротацию личного состава МВД. На Донбассе большинство работников не исполняют приказы центрального руководства и занимаются подрывной деятельностью. Фактически, весь состав милиции на Востоке нужно заменить. В центральной Украине силовиков достаточно. Нужно отобрать наиболее боеспособных и отправить на Донбасс. Главное, чтобы они не были связаны с донецкими олигархами.
Работники Службы безопасности Украины на Донбассе показывают себя с лучшей стороны, чем милиция. Виктор Янукович толком не понимал, что такое СБУ и зачем она нужна. Внимания этой структуре никогда не уделяли. Зато хорошо понимали, что такое милиция. Поэтому донецкие милиционеры всегда получали от "семьи" дополнительное финансирование в конвертах и продолжают получать сейчас. Личным подбором кадров, вплоть до уровня участковых, занимались люди Януковича. Они же воспринимали милицию как собственную службу охраны. Поэтому милиция заинтересована в том, чтобы "семья" осталась.
Во-вторых, нужно остановить потоки финансирования сепаратистов, которые идут от "семьи" и "регионала" Александра Ефремова. Именно на их деньги подготовлены провокации в Донецке и Луганске. Местная элита частично самоустранилась. В частности, Ринат Ахметов. То, что мы видим, не его игра, а семейства Януковича. Ахметов повторяет позицию 2004 года, когда он не принимал участия в попытках вернуть власть Януковичу. Ему так выгоднее, потому что часть его бизнеса находится в России, часть — в Украине, но далеко от Донбасса.
Александр Турчинов предложил провести всеукраинский референдум. Это также правильная позиция. Правительство пытается действовать с двух сторон. С одной — подавить сепаратистов, а с другой — выбить козыри из рук РФ. Это и вопрос двуязычности, и вопрос местных референдумов. Но референдум возможен, если на Востоке будет обеспечен честный подсчет голосов.
Комментарии
1