Кто виноват в очередном повышении цены на газ и кто больше набрался долгов — в последние дни это стало очередной темой для споров, в первую очередь между лагерями Порошенко и Тимошенко.
"Обязательство уравнять внутренние цены на газ с ценой импортного Украина взяла, когда Гройсман еще был мэром Винницы. Меморандум с МВФ был подписан 31 октября 2008 года. Фонд тогда возглавлял Доминик Стросс-Кан, а кто на то время был премьер-министром — легко заглянуть в Википедию", — президент прозрачно намекает на Тимошенко.
"Но кто бы ни был — такие обязательства носят не персональный, а международно-правовой характер. Деньги брали одни, а возвращать должны другие", — говорит Порошенко, который занимал министерские должности в правительствах Тимошенко и Азарова-Януковича.
Задумка президентского лагеря понятна — максимально смягчить негатив от повышения тарифов на газ и тепло. Оно приходится на политически наихудшее для власти время — прямо перед выборами.
Однако Порошенко в цитированном заявлении манипулирует. Ведь меморандум с МВФ — это документ, действующий для конкретной программы, которая ограничена во времени. Поэтому нет оснований подавать подписанные Тимошенко в 2008-ом обязательства как такие, которые их до сих пор должна выполнять теперешняя власть. Содержание каждого меморандума — это результат переговоров между фондом и правительством, претендующим на финансирование.
Тем более, что ситуация 2008 года имеет свои нюансы. Тот, подписанный в конце октября меморандум, был заключен под программу "стенд-бай" (соглашение о кредите. Стране гарантируют, что сможет получать обусловленную сумму иностранной валюты в любое время, в течение срока действия договора. При условии соблюдения договоренностей. — ГПУ) с общим финансированием $16,4 млрд и сроком действия до конца июля 2010-го. Тогда в результате мирового экономического кризиса Украина находилась в ситуации, не намного лучше нынешней. Так же с огромным риском банкротства — соответственно, с такой же большой потребностью в международной финансовой поддержке.
Взамен возглавляемое Тимошенко правительство обещало МВФ много чего, в том числе и повышение тарифов. "Мы уравняем цену отечественного и импортного газа до конца 2011 года. Постепенное внедрение этого процесса начнется 1 декабря 2008-го", — сказала Юлия Владимировна.
МВФ уже через несколько дней после подписания этого меморандума — в начале ноября — отгрузил Украине первый транш $4,5 млрд.
Однако Тимошенко не была бы собой, если бы выполняла обещанное.
С 1 декабря 2008 года цены на газ действительно выросли. Но произошло это после решения Совета национальной безопасности и обороны, внедренного указом президента Ющенко. При этом сама Тимошенко на заседании СНБО голосовала против повышения тарифов.
То есть готовила и подписывала меморандум с четкими обязательствами, в то же время отказывалась их выполнять, перекладывая непопулярные решения на других. К слову, рост тарифов на газ Тимошенко пообещала и в следующем меморандуме с МВФ, подписанном в апреле 2009 года.
Теперешняя власть — не намного лучше: пытается переложить ответственность за непопулярные решения, которые являются результатом уже их обязательств. Подписи и Порошенко, и Гройсмана стоят под последним меморандумом с фондом от марта 2017 года — он также содержит обещание либерализации цен на газ.
Неумение говорить честно с обществом — хроническая болезнь для обитателей чиновничьих кабинетов. Ситуация же достаточно простая, чтобы ее объяснить людям без манипуляций.
В 2019-м Украина должна выплатить почти $14 млрд долга. Без помощи международных финансовых институций ей грозит банкротство — и убытки, в том числе для рядовых людей, от этого будут очевидно больше, чем от подорожания газа. Насколько обоснованной и справедливой является новая цена — другой вопрос.
Очевидно, запланированные почти $4 млрд от МВФ по новой программе "стенд-бай", а также ожидаемые кредиты от Евросоюза и Мирового банка должны помочь Украине выжить.
Впрочем, в то же время "сгорели" почти $9 млрд, которые были доступны Украине по последней программе расширенного финансирования (EFF) с общим бюджетом $17,7 млрд. И это уже вопрос невыполнения своих обязательств перед фондом теперешней властью и ее ответственности за риск банкротства страны. Ситуация подобна той, которая произошла с последней программой макрофинансовой помощи от ЕС, — Украина не смогла получить третий транш на 600 млн евро.
Поэтому каждая власть в первую очередь должна выполнять свою работу профессионально и ответственно. Тогда не будет потребности обвинять предшественников — даже если они этого заслуживают.
Комментарии