Более пятиста "беркутовцев" поднимаются по улице около столичного Украинского дома. Еще две сотни стоят шеренгами у служебного входа. Столько же - с другой стороны. Их привезли разгонять митинг, участники которого протестуют против языкового закона. Здесь же в 11.30 должна состояться пресс-конференция президента.
Депутаты от оппозиции у входа в здание расставляют людей в ряд. Их около 400. Берутся под руки. Создают "живую цепь". Впереди становятся нардепы из "Нашей Украины - Народной самообороны" и БЮТ. Перед ними топает на месте лидер "Удара" Виталий Кличко. Говорит по телефону. Хмурится. Такие же шеренги образуют с обеих сторон Украинского дома.
В 10.30 "Беркут" колонной напирает на митингующих. Начинается толкотня.
- Стоим! - ревет толпа.
В "беркутовцев" летят пластмассовые бутылки с копейками внутри.
- Не бросать! - кричит "нунсовец" 41-летний Андрей Парубий. Становится между людьми и милиционерами. Размахивает руками. Его не слушают.
- Зэка прочь! Зэка прочь! - скандируют люди.
5 мин. длится столкновение. Митингующие лупят кулаками "беркутовцев". Те тоже идут в рукопашную и бьют пикетчиков резиновыми палками. Из толпы выводят правозащитника Василия Ковальчука из Полтавы. У него разбиты губа и нос. Воротник вышиванки - в крови. К лицу прикладывает окровавленный платочек. Какой-то мужчина берет его под руку и ведет к "скорой".
"Беркутовцы" опять начинают отталкивать от входа людей. "Бютовца" Ивана Кириленко прижимают к колонне. Одна из участниц митинга влезает на парапет, прыгает на головы милиционерам. Те подхватывают ее и ставят на землю. С одного из них срывают шлем и бросают в сторону "Беркута".
- Позор! - кричат митингующие и еще сильнее напирают.
С обеих сторон брызгают слезоточивым газом. От него дерет в горле, кружится голова и тошнит. Несколько мужчин выбираются из эпицентра столкновения. На глазах слезы. Кое-кто вытирает их украинским флагом, завязанным на шее. Вслед пробирается Юрий Герасименко из фонда Святослава Вакарчука "Люди Майбутнього". У него рассечена бровь. Кровь стекает по носу на подбородок.
Из шеренги двое мужчин под руки выводят Виталия Кличко. Тот кривится. Правой рукой задирает футболку и трет лицо. Слышен звон разбитого стекла. К Украинскому дому подъезжает "скорая".
- О, это что, Януковича повезли? - улыбается "бютовец" Андрей Павловский, 47 лет. Вытирает пот с лица. У него наполовину расстегнута рубашка.
Мимо людей двое мужчин катят тележку с пол-литровыми бутылками минералки. Продают по 15 грн.
- Силы равны, - говорит киевлянин 23-летний Денис Антипов. - Будем держаться. Будем стоять до последнего.
Десяток "беркутовцев" отходят в сторону. Один приседает и снимает шлем - лицо окровавленное, разбиты губа, нос и щека. Он набирает в рот воды и сплевывает кровью. Поливает голову водой и стряхивает ею. Рядом его коллега мажет йодом раны на лице еще одному милиционеру. Несколько капель капает в рот. Он глотает их. На парапете валяются смятые папиросные пачки, стоят пустые бутылки из-под минералки.
- По моей команде 10 шагов назад, - говорит по рации один из руководителей "Беркута" в гражданском.
Через 10 мин. к служебному входу отходят четыре десятка беркутовцев. Остальные поднимаются вверх к парку. Люди свистят и аплодируют.
- Президент пригласил к себе лидеров фракций, - рассказывает журналистам руководитель фракции "БЮТ-Батьківщина" 46-летний Андрей Кожемякин. - Но я не буду сидеть рядом с Симоненко, Ефремовым и Мартынюком.
Комментарии
8