пятница, 25 февраля 2011 10:01

"Вертолеты, "Межигорье", фуршеты — как пир во время чумы"

Автор: фото: Ольга КАМЕНЕВА
 

Нардеп-"нунсовец" 56-летний Александр Бондар утром в среду заходит в салон-ресторан "Мокко" в центре Киева. Живет неподалеку и часто бывают здесь с женой Викторией. Его знают официанты. Александр Николаевич садится на светлый диван с подушками на втором этаже. Заказывает кофе.

— А кальянщик есть? — спрашивает. Получает утвердительный ответ официанта.

25 февраля — год после инаугурации президента Виктора Януковича.  Какую страну он строит?

— Аналог арабских стран и Донбасса перенесли на все государство. Те же методы. Отношение к людям, как к рабам. Демонстрация пренебрежительного отношения и своего величия носит маниакальный характер. Эти вертолеты, "Межигорье", презентации, фуршеты — как пир во время чумы. Янукович ездил в Давос с 11 охранниками. В этом месте не может быть опасности, оно заграждено. Там собираются миллиардеры, у которых больше оснований для охраны, чем у него. Это вызывает у людей смех. Это азиатщина или африканщина. Если народ захочет с Януковичем  что-то сделать, никакая охрана, самолеты или танки не помогут. Видим, что в Ливии происходит.

В Украине возможен такой сценарий?

— Волна в первую очередь пойдет по арабским странам. Зацепит Среднюю Азию, страны бывшего Советского Союза. Недовольство может перекинуться на Беларусь, Россию и Украину. Симптомы и режимы очень похожи. В Ливии такие забитые люди, что невозможно было представить, что они выйдут на улицы под самолеты и танки. Срабатывает какой-то импульс. Об этом нужно думать нашей власти: может наступить момент, когда потеряют все.

Депутаты говорят, что при Тимошенко тоже крали. Не сравнивайте масштабы. Люди Тимошенко — это мальчики в сравнении с этими монстрами обогащения. В настоящий момент из бюджета деньги крадут миллиардами.

По чем это видно?

— По тому, сколько средств выделяют на Евро-2012. Как проходят тендеры по закупкам, где все идет под одного участника. Как проводится приватизация. За прошлый год, по данным Нацбанка и статистики, 25 миллиардов долларов выведено за границу, из них свыше 20 — на Кипр, где есть фирмы наших должностных лиц. Это ответ на вопрос "Куда деваются деньги?".

Стоило ли Януковичу показать пример борьбы с коррупцией и отдать "Межигорье"?

— Виктор Федорович никогда не отдаст. Это самое дорогое, что у него есть. Для этих людей намного проще отдать государственное имущество, чем свое. Этим он отличается от Кучмы. Во главе Фонда госимущества я часто чувствовал, что Кучма государственное имущество считает своим. Это было иногда плохо, иногда — хорошо. Но не было такого, чтобы олигарх заходил и говорил, чего он хочет. Было отношение, направленное на сохранение.

Может в Украине быть мирная революция, как в 2004 году?

— Я не хотел бы сценария арабских стран. Но все зависит от народа и власти. Она должна сделать выводы из того, что происходит в экономике. Правительство во главе с Азаровым — это абсурд. Требовать реформ от Азарова, как у больного здоровья. Это человек без экономического образования и воспитанный в советских условиях. В период падения рынков депозитов и недвижимости вводить на них налоги — это смертельная вещь для экономики. Налогами не пополняют бюджет, а регулируют экономику.

Янукович может отправить Азарова в отставку?

— Нет. Его устраивает, как разговаривает Азаров. На его фоне Янукович выглядит очень прилично. Если на должность премьера назначить младшего, перспективного человека — того же Тигипко, который владеет языком, — начнут сравнивать.

Можно ли в настоящий момент ставить задачу на улучшение жизни при такой коррупции?

— Реформы как раз направлены на то, чтобы от нее избавиться. Но коррупцию невозможно побороть уголовными делами. Тем более, что они садят только тех, кто не делится и не решает нужные вопросы.

Если Янукович хочет побороть коррупцию, то должен уменьшить до нуля влияние государства и чиновников на принятие решений.

В настоящий момент сокращают чиновников.

— Так коррупцию не поборешь. Люди по минимуму должны принимать предписывающие решения, за которые могут брать взятки. В Налоговом кодексе все сделано наоборот. Настолько увеличивается влияние чиновников, что настоящий документ — фактически взяточничество.

Александр Николаевич просит принести кальян на молоке. К нему — зеленый травяной чай. Говорит, впервые попробовал кальян в Египте и с тех пор покуривает.

Правительство обещает поднять средний размер пенсии до 1380 гривен. Это реально?

— Рассчитано на то, что пенсионеры не выйдут на улицы. Но реформа в большей степени касается будущих пенсионеров. Говорят, единственный механизм покрытия дефицита Пенсионного фонда — поднятие пенсионного возраста. Это предложение Мирового банка и кредиторов. Действительно, на Западе других источников нет. Но у них нет такой коррупции и теневой экономики. У нас же дефицит Пенсионного фонда 20 процентов, а теневая экономика — 40–50 процентов. Если ликвидировать хотя бы половину теневых схем, дефицита не будет.

Тигипко заявил, что экономику будут выводить из тени и наказывать за зарплату в конвертах.

— Бизнес, которым занимается правительство, — это теневая экономика. Милиция, прокуратура, СБУ "крышуют" ее. Контрабанда нелицензионных дисков — испокон веков был бизнес милиции. Поэтому для начала разберитесь со своими.

На Западе выгодно платить официальную зарплату, потому что там хорошие социальные гарантии. А у нас какой смысл платить официальные взносы, если мелкий предприниматель получит потом минимальную пенсию? Люди спрашивают у меня, как заработать на старость. Советую по 100 долларов откладывать на счет в банк. На момент пенсии будут нормальные дивиденды. Надежные банки с иностранным капиталом, они платят самые маленькие проценты. Вторая категория — наши большие банки, которые много лет работают. Риски есть в мелких банках, где платят большие проценты, потому что хотят привлечь людей.

Прошло 20 лет, а жизнь людей не улучшается. Почему?

— Нет реформ и процветает коррупция. У нас были определенные сдвиги. Были времена, когда меньше крали.

При Ющенко?

— Да. Хотя сначала взяточничество увеличилось, потому что пришли новые люди. Я спрашивал у "регионалов": если боретесь с коррупцией, зачем привели сюда донецких? Люди приехали в Киев. Им нужна квартира, машина, устроить семью. А цены безумные. Что им остается делать, как ни искать левые заработки?

Пять лет возглавлял Фонд госимущества

Александр Бондар в политику пришел в 1990 году. Стал депутатом Московского райсовета Киева. В 1998-ом — председателем Фонда госимущества. В прямом эфире комментировал продажу "Криворожстали". В 2003 году ушел с должности.

— Этот вопрос решался в кабинете Азарова, — рассказывает Александр Николаевич. —  Меня вызвали вечером. Азаров сказал, что завтра — заседание Кабмина. Будет отчет председателя Фонда, разобьют в пух и прах. За этим — прокуратура, проблемы с Фондом. Пиши заявление. Он мне сказал, что Янукович согласовал это с президентом. Но Кучма не знал. Когда узнал, я от него выслушал. Два месяца он не подписывал заявление. Я настоял. Через какое-то время Янукович сказал, что я показал пример цивилизованного ухода с должности.

Бондарь остался работать в Фонде госимущества заместителем следующих двух руководителей ведомства — Михаила Чечетова и Валентины Семенюк-Самсоненко. В 2006 году стал народным депутатом от блока "Наша Украина — Народная самооборона". В настоящий момент министр экономики оппозиционного правительства. Женат второй раз, есть двое сыновей.

Сейчас вы читаете новость «"Вертолеты, "Межигорье", фуршеты — как пир во время чумы"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

18

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть