Бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, 79 лет, живет на окраине грузинской столицы в правительственной резиденции Крцаниси, которую построил еще Лаврентий Берия. Она принадлежит государству, но Шеварднадзе может оставаться там пожизненно. Оставили ему и личную охрану. Ежемесячная пенсия составляет 750 лари — почти 2370 грн. Его разговор с корреспондентом " ГПУ" состоялся, когда в Грузии было чрезвычайное положение.
Ваше отношение к событиям 7 ноября?
— Во время революции роз у меня оставалось еще два года президентства. Был главнокомандующим вооруженных сил страны и имел право применить силу. Даже подготовил указ о чрезвычайном положении... Но потом передумал и подал в отставку.
Ваш указ был готов, но не подписан?
— Текст его уже был разослан на телевидение и в газеты... Но через час-полтора мы его потребовали назад, отозвали. Потому что пролилась бы кровь. Или с одной стороны, или с другой... А президенту страны какая разница, с какой стороны баррикад погибнут люди?
Часто сравнивают грузинскую революцию роз и нашу оранжевую. Что об этом думаете?
— Разница огромная! Небо и земля. В пользу Украины.
Как все же оцениваете введение чрезвычайного положения Михаилом Саакашвили?
— Если бы президент пришел к этому раньше — допустим, 2–3 ноября... Или решил бы провести выборы весной... Это спасло бы ситуацию. Но 7 ноября у него уже не оставалось выбора.
То есть вы поддерживаете жесткие меры?
— Нет, я ничего не поддерживаю! Никакого чрезвычайного положения я не поддерживаю! Но другого выхода просто у него просто не было, понимаете?
А самое худшее, что сделало правительство Грузии, руководители страны — это разгром телевидения. Канал "Имеди" передавал всю правду о событиях в Грузии... И вот теперь его не существует.
На проспекте Руставели висит огромная карикатура: кукловод, который держит на веревках марионеток. Мол, это Бадри Патрикацишвили (грузинский олигарх в изгнании, сейчас живет Лондоне. — " ГПУ") и грузинская оппозиция...
— Все произошедшее — это по инициативе народа, а не оппозиции. Народ измучен, понимаете? Голодный, без работы... Здесь в основном повлияли экономические проблемы. Есть даже семьи, отдающие детей в детские дома... Куда дальше? Поэтому народ и вышел на улицы.
Вы входили в состав Политбюро ЦК КПСС, были министром иностранных дел СССР, в сущности, одним из правителей империи. И вы же вместе с Михаилом Горбачевым — один из ее разрушителей. Не сожалеете о сделанном?
— Все, что произошло, закономерно. Я чувствовал, что Советский Союз будет разрушен. Но ошибался в сроках. Думал, это произойдет лет на 10–15 позже. Не все республики, получившие независимость, оказались готовы к ней. Это касается и Грузии.
Будете ли принимать участие в досрочных президентских выборах как кандидат на должность президента страны?
— Нет. Исключено.
Можете ли представить подобную украинской послевыборную ситуацию: президент представляет одни силы, а парламент контролируют их конкуренты?
— Всякое возможно. Что будет после выборов, сейчас никто не может сказать. Оппозиция ожила... Но, чтобы вы знали: грузинская оппозиция — это не такая большая сила, как в Украине. У вас Коммунистическая и другие партии — сильные. А у нас там всего десять человек.
Если вы следите за украинской политической сценой, на чьей стороне ваши симпатии?
— То, что у вас произошло, правильно. Кого вы изберете — не мое дело, а украинского народа. Я знаю Виктора Ющенко, немного больше знаю премьера Виктора Януковича. Они хорошие люди.
Некоторые украинские аналитики утверждают, что грузинская революция роз была спектаклем. Таким образом передали власть группе Саакашвили. И организатором этого якобы были именно вы...
— Когда в нашей стране происходили события, которые могли привести к гражданской войне, я решил уйти в отставку и тем самым открыть путь молодым. Никакого заговора между мной и их группой не было. Я просто объявил, что подаю в отставку. Потом провели досрочные выборы.
Есть ли у Михаила Саакашвили шансы на победу в следующих досрочных президентских гонках?
— Этого сам Бог не скажет.
Комментарии