"Представляете, я здесь с утра до ночи, а охранники президента вывели меня за территорию храма и приказали вынуть все из карманов, — жалуется продавец Екатерина. — Даже батюшку обыскивали!"
В ночь на 26 апреля в 1.00 в столичный Храм Входа Господнего должен был приехать глава государства 55-летний Виктор Ющенко на поминальную службу о погибших чернобыльцах. Именно в этот день и время 23 года тому назад на Чернобыльской атомной электростанции взорвался реактор.
Вокруг ограждения стоят несколько десятков милиционеров и работников управления госохраны. На территорию пропускают по спискам. По бокам от центрального входа выстраиваются мужчины — они должны нести 10-метровые гирлянды из туй и гвоздик, переплетенных желто-голубыми лентами.
— Подымаем гирлянды медленно и ложим на плече, когда будет проходит президент, — поучает их мужчина. — Мед-лен-но.
Те несколько раз поднимают их. Посередине на клумбе между цветами и кустами ходят охранники. С фонариками заглядывают вовнутрь. Рядом проходит священник, глядя на это - улыбается .
Возле памятника жертвам Чернобыля на территории храма собирается около ста человек. Это небольшой черный колокол с красной лентой над холмом с именами первых погибших на ЧАЭС. Людям раздают свечи и гвоздики.
— Мы никому не нужны, — говорит киевлянка 53-летняя Валентина Абрамович. — Даже малейшая помощь от власти с такими боями выбивается. Прямо в лицо говорят, что мы, чернобыльцы, им надоели. Приходится обращаться за помощью к партиям. Единственные, кто не отказывает — Партия регионов.
Рассказывает, что в 1986-ом ее эвакуировали из Припяти с двумя сыновьями. Одному тогда было полтора месяца. В настоящее время они два раза в год ложатся на лечение. Говорит, что приходится покупать медикаменты за свои деньги.
— У сыновей по 20 диагнозов. Так старший мне говорил: "Мама, а зачем жить, если с 14 лет я сижу на таблетках?". А я уже 15 лет на гормонах.
За 10 мин. До часа ночи к памятнику идет Ющенко.
В Богатыревой сползает платок, она его не поправляет
— Христос Воскрес, — тихо здоровается к людям, склоняет голову.
Справа от него секретарь Совета нацбезопасности и обороны Раиса Богатырева в черном платке поверх начесанных и налакированных волос. Рядом с ней — глава Киевской облгосадминистрации Вера Ульянченко в бежевом платке. Есть также председатель Верховной Рады Владимир Литвин, министр чрезвычайных ситуаций Владимир Шандра и глава Минобороны Юрий Ехануров.
На улице возле памятника служат поминальную службу. Некоторые женщины начинают плакать. У Богатыревой сползает платок, она его не поправляет. Через 20 мин. священники завершают отпевать погибших. 23 раза бьют в колокол. Просят сначала высокопоставленных должностных лиц ставить свечи возле памятника и класть цветы. Приглашают зайти в храм. Охрана президента простых людей туда не впускает.
Через несколько минут Ющенко выходит из храма. Одна бабушка передает ему записку — президент кладет ее к карману.
— Виктор Андреевич, Виктор Андреевичу Приглашаем вас на поминальный ужин, — говорит ему одна из женщин.
— В другой раз, — отвечает президент и идет к дороге. Садится в черный "мерседес" и уезжает. За ним другие высокопоставленные должностные лица. Поминать умерших остаются несколько десятков чернобыльцев.
— Хоть бы поинтересовался, как мы живем, — говорит вслед президенту какой-то мужчина и наливает рюмку водки.
Комментарии