В этом году европейцы будут покупать российский газ в среднем по $220 за тыс. куб. м. Об этом объявил заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев. Премьер министр Юлия Тимошенко тем временем подсчитала среднюю годовую цену для Украины — $228.
— Сразу после подписания договора стало понятно, что мы будем платить больше, чем Европа, — говорит председатель правления альянса "Новая энергия" Валерий Боровик, 36 лет. — Мы проиграли. И чем дальше, тем больше будет вылезать моментов, которые об этом будут свидетельствовать. Россия перекрывает свои убытки от падения цен за счет Украины. А мы еще и не повышаем ставку на транзит.
За транспортировку голубого топлива газотранспортной системой украинцы берут с России в три–пять раз дешевле, чем европейцы. Юлия Тимошенко говорит, что оставила льготы на транзит для "Газпрома" умышленно. Ведь они передали нам право купить у посредника "РосУкрЭнерго" более 10 млрд куб. м газа по $153. Это достаточно низкая цена. Но пока совладелец компании Дмитрий Фирташ продавать газ дешево не хочет. И готовит иски против Украины в европейские суды, чтобы не позволить правительству забрать у него топливо. Украина ближе к России, чем остальные европейские покупатели газа. Поэтому транспортировать его сюда дешевле, чем в Германию или Италию. Но в цене на газ для Украины это не учтено. — Не знаю, что могло убедить правительство согласиться на такое соглашение. Разве что какие-то политические аргументы России, — продолжает Боровик. — Мы целый год поддерживали правительство Тимошенко в борьбе за устранение посредника "РосУкрЭнерго" с газового рынка. А теперь у нас нет аргументов, которые могли бы объяснить действия правительства. Нам стыдно за подписанные договоренности. Единственный позитив — устранение "РосУкрЭнерго" и привязка цены на нефть к рыночной формуле. Но наша формула не является европейской. В странах ЕС расчет цены идет от котировок на биржах нефти, газойля и мазута. А у нас в формуле за базу цены берется 450 долларов. Никто не может ответить, откуда взялись эти 450 долларов. — Такая цена была на начало января в некоторых странах ЕС, — говорит директор энергетических программ Центра имени Разумкова Владимир Сапрыкин, 53 года. — Принцип формулы - рыночный. Но какой будет цена впредь — не знает никто. Она непрогнозируема, зависит от десятков факторов. Ее не спрогнозируют даже лучшие аналитики в мире.
Комментарии