Утром в понедельник перед началом саммита Украина — Евросоюз стражи порядка не пускают пешеходов на центральные улицы Киева — Банковую и часть Лютеранской. Тротуары и дороги перекрывают железными красными заборами. Пропускают местных жителей с пропиской в паспорте или рабочих — со спецпропусками.
В 10.23 перекрывают и движение машин. Пустой дорогой едет кортеж президента Виктора Януковича из 12 автомобилей.
Через час к Администрации президента подходит сотня членов киевской "Батьківщини". Разворачивают плакаты "Свободу Тимошенко!", "Европа без Януковича". Часть надписей на английском — "FREEDOM FOR TYMOSHENKO".
— Зека — прочь! Януковича на нары! — скандируют вполголоса. Издалека слышно голоса постоянных поклонниц экс-премьера. Они завсегдатаи митингов за нее:
— Ю-ле во-лю! Ю-ле во-лю! — кричат они в ритм и пританцевывают. Милиции почти нет. Это необычно для мероприятий при участии оппозиции.
Утром митинговальщицы были возле следственного изолятора, где содержат Тимошенко. Там каждая из женщин отломала с дерева по ветке.
— Это я придумала, — говорит 60-летняя Галина Стриха из Киева. — Сегодня Николай. Хорошим деткам Николай дарит пряник, а плохим — розгу. Мы этим ребятам приготовили, — кивает на милиционеров, — которые зека охраняют.
Женщины становятся посреди Банковой и тычут проезжающим в машинах портреты Тимошенко. Останавливают черную "шкоду".
— Депутат? А-ну, выходи! — лупят по багажнику розгами. — Или кричи "Юле волю!", и мы пропустим.
— Да вы что, женщины! Какой я депутат? Я снабженец, — выходит мужчина в расхристанной черной куртке.
Его несколько раз бьют по плечам розгами. Женщины наваливаются на машину и откатывают ее на несколько метров. Мужчина быстро садится за руль, "шкода"уезжает.
— Пешком нужно ходить. Приехал тут барон! — довольно хлопает одна из женщин.
В пресс-центре президентской администрации собралось около двух сотен украинских и заграничных журналистов. Виктор Янукович приближается к входу Администрации встретить главу Европейского Совета Германа ван Ромпея и главу Еврокомиссии Жозе Мануеля Баррозу. Они остановились перед прессой на несколько секунд. Янукович берет за руки Баррозу и ван Ромпея, складывает ладони вместе. Так улыбаясь позируют перед объективами и уходят на переговоры.
Работники пресс-службы президента предлагают журналистам задавать по два вопроса от украинских и иностранных медиа.
— Решайте между собой, кто будет спрашивать, — говорят.
— Мы сюда ехали для того, чтобы пообщаться с главой комиссии, а не посмотреть на него. Почему вы ограничиваете нас и вынуждаете ссориться, кому что спрашивать? — говорит один из европейских корреспондентов.
— Мало времени, поэтому такой формат, — отвечают работники пресс-службы, но соглашаются увеличить количество вопросов до четырех.
Журналисты полтора часа ожидают начала трансляции вступительного слова с заседания. На плазменных панелях вместо этого крутят Первый национальный. Показывают черно-белый советский фильм о немецкой оккупации во времена Второй мировой. Журналисты из Германии смеются, показывая на экран.
Несколько московских журналистов подходят к окну. Из него открывается вид на Дом с химерами, колокольню Софии.
— Ну, смотри, где в Киеве еще такой пейзаж увидишь? Чувствую, здесь не жизнь, а сказка, — то ли об Украине, то ли об Администрации президента говорит москвич.
В 14.20 представитель организаторов сообщает, что участники переговоров к прессе задерживаются. Янукович, Баррозу и ван Ромпей до сих пор говорят без свидетелей. Разговор длится дольше, чем планировали.
Журналисты замечают на крыше Дома с химерами двух мужчин — очевидно, снайперов. Внизу, возле театра им. Франко, видно несколько автобусов с милиционерами.
15
митингующих задержала милиция на ул. Банковой в понедельник, 19 декабря. Те держали флаги Евросоюза и государственные украинские. Кричали "Мы — в Европу, Яныка — в ж...у!". После этих слов "беркутовцы" навалились на участников акции, били их по ногам, бросали в автозаки.
Комментарии
1