Ексклюзивы
среда, 12 марта 2014 10:27

"У Тимошенко, Порошенко и Кличко приблизительно равные силы"

 

— Сейчас я не надеюсь ни на что хорошее, — говорит бывший народный депутат 48-летний Роман Бессмертный. — Идет война, котрая нас губит и убивает. Вылечить это все может только время.

С Романом Бессмертным встречаемся в офисе общественной инициативы "Третья Украинская Республика", которую возглавляет бывший министр внутренних дел Юрий Луценко. Это на Подоле в Киеве. Бессмертный приглашает за стол для переговоров у окна в его небольшом кабинете на третьем этаже здания. Просит секретаршу принести стакан воды. Ставит на стол вазу с изюмом и курагой. В кабинет заходит его жена 42-летняя Татьяна Мокриди. Записывает разговор на мобильный телефон.

— Я бы разделил войну на две составляющие — внутреннюю и внешнюю, — продолжает Бессмертный. — Пиком внутренней войны был 90-дневный Майдан. Больше 100 смертей — это страшная трагедия. Но еще ужаснее то, чего пока что не видим, — война в наших душах. Меня от нее спасают дети. Внутренняя война нации будет длиться пять-шесть лет. Каждый камень на Крещатике будет напоминать о том, что было. События в Крыму не дают возможности успокоиться. Потому что имеем внешнюю войну с Россией.

Какой расчет у Путина?

— Он поставил задачу вернуть Януковича на престол. Породить гражданский конфликт внутри Украины и аннексировать как можно большую территорию. Крым — это первый пробный камень в его действиях. Удастся ли локализовать ситуацию и отодвинуть его оттуда? Первое почти удалось.

Как правильно разобраться с внешней угрозой?

— Есть два способа противостояния — мирный и военный. Сейчас мы являемся участниками войны без использования огнестрельного оружия. Почему не стреляют? Пока противостоят украинцы — россияне, можно надеяться, что не пальнут. Как только перерастет дальше — сделают это с таким удовольствием, что снесет всех. Сейчас мы должны делать все возможное и невозможное, чтобы защитить крымских татар.

Эксперты говорят о кулуарной договоренности России с Западом: Украина в Европе в обмен на аннексию Крыма Россией.

— Это фантазии. Для чего тогда нужны были уставные документы Европейского Союза, хартии и принципы целостности и неприкосновенности границ?

Бессмертному поступает несколько смс-сообщений подряд. Он не реагирует.

Как поведет себя Европа?

— Многие говорили, что европейцы не повлияют на Януковича с его компанией. Но вспомните ситуацию до приезда министров иностранных дел и когда они были здесь. Мы не знаем, что они ему сказали и показали. Но машины с имуществом Януковича выехали именно тогда, когда появились министры. Европа заставляет себя уважать, потому что делает все профессионально, правильно, не унижая народ. Влияние мира на Россию будет колоссальное. Здесь подожмет Европа, оттуда будут давить Китай с Японией. Я читал письмо из Тверской области к Путину с просьбой ввести туда войска, потому что им тоже живется нехорошо. Россияне начинают просто высмеивать его действия.

Ситуация в Крыму обостряется. Избежать вооруженного конфликта уже не удастся. Чем больше военные, татары будут терять веру, что им могут помочь, тем больше будет расти их желание самозащиты.

Кто или что может остановить Путина?

— Я бы на первое место поставил диалог Украины с миром. Говорят, Медведчук, кум Путина, вернулся с лыж. Он мог бы повлиять на президента России. Это может сделать и Тимошенко, хотя бы позвонить ему. Она имеет моральное право, потому что подписывала "газовые соглашения", за которые незаслуженно отсидела в тюрьме два с половиной года. Думаю, Путин не отказался бы с ней поговорить. Вообще, по этому делу нет неправильных шагов. Все хороши.

Необходимо как можно быстрее завершить становление власти в Украине — определиться с единым кандидатом в президенты, который убедительно победит 25 мая. Также нужно подписать Соглашение с Евросоюзом и провести все необходимы реформы.

Кто должен быть этим единым кандидатом?

— Их сейчас трое — Тимошенко, Порошенко, Кличко. Четвертого не вижу. У них приблизительно равные силы, около 16–17 процентов в пределах погрешности, насколько можно верить рейтингам в условиях войны. Лучше всего, если бы они договорились. Должны предложить новую модель Конституции, где будут уменьшены полномочия президента и увеличены парламента и правительства, а больше всего — местного самоуправления.

Как крымский вопрос повлияет на президентскую кампанию?

— Тот, кто сможет урегулировать ситуацию, станет лидером нации. Киев должен сделать все, чтобы граждане, которые живут в Крыму, реализовали свои права. То есть максимально на месте создать избирательные участки: в военных частях, там, где возможно, в населенных пунктах, которые будут локально контролироваться. Нужно обязательно открыть участки для крымчан в Херсонской области, чтобы могли выехать, проголосовать и вернуться назад. Нужно позволить голосовать письмами, телеграммами, через интернет, даже по телефону с подтверждением идентификации личности.

В Крыму 1 миллион 200 тысяч голосов из 36 миллионов. Эта цифра не будет причиной для непризнания результатов выборов. Но это то количество голосов, которое в 2010 году сделало Януковича президентом Украины.

Каким президентом будет Тимошенко, Кличко, Порошенко?

— Мне было бы приятно видеть главой государства женщину. С другой стороны, Кличко нужен как символ. Понимаю скепсис многих, кто говорит, может ли боксер быть президентом? Но он победитель по жизни. Порошенко — человек с колоссальной работоспособностью. Почему нет? В действительности фамилия президента не имеет особого значения. Важна система, в которой он будет работать.

Какой президент сейчас нужен Украине?

— Очень лояльный, последовательный, мыслящий.

Подавляющее большинство экспертов и политиков выступают за то, чтобы новый президент назначил досрочные выборы парламента. По какой избирательной системе нужно избирать депутатов?

— Даже не сомневаюсь, что так и будет. Важно, чтобы этот парламент принял новую Конституцию и сказал: "Пожалуйста, приходите и работайте". Вопросы избирательной системы тоже должны решить в Верховной Раде. Я считаю, что выборы должны быть исключительно пропорциональными. Нужно прекратить игру в мажоритарку, которая доводит ситуацию до безумия. Это торговля людьми и моралью.

Каким увидим государство через полгода-год?

— Украина будет в шрамах. Крым будет не "заживать", а "кровоточить".

Хотел бы иметь 12 детей

Роман Бессмертный родился в селе Мотижын Киевской области. Отец хотел, чтобы сын учился на учителя физкультуры. Роман закончил исторический факультет Киевского пединститута. Несколько лет работал по специальности в школе.

Народный депутат четырех созывов. Впервые прошел в парламент в 1994 году. Потом избирался по спискам Народно-демократической партии и дважды — от "Нашей Украины". Был представителем президента Леонида Кучмы в Верховной Раде. После оранжевой революции — вице-премьер по вопросам административно-территориальной реформы. В феврале 2010 года уехал в Беларусь послом. Был одним из инициаторов создания общественной инициативы "Третья Украинская Республика". Преподает дипломатический протокол и церемониал в Национальном университете культуры и искусств.

В браке во второй раз с Татьяной Мокриди, которая была членом Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Воспитывают полуторалетних дочерей-двойняшек Елизавету и Анастасию. От первого брака у Бессмертного есть 25-летняя дочь Лилия. У Мокриди есть сын 22-летний Влад.

— С одной стороны, жизнь удалась. Многое пройдено — можно писать инструкцию по выживанию, — рассказывает Бессмертный. — С другой, когда двигаешься с такой безумной скоростью, делаешь немало ошибок. Есть о чем сожалеть. Наверное, больше всего сожалею, что у меня только четверо детей. Их должно было бы быть 12. Потому что это и есть смысл жизни и настоящая ценность.

Сейчас вы читаете новость «"У Тимошенко, Порошенко и Кличко приблизительно равные силы"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть