Заместитель главы Одесского областного совета, "регионал" 31-летний Алексей Гончаренко приходит на встречу в столичный ресторан "Маре Ажуро". Это на углу ул. Банковой, возле Администрации президента. Он только что оттуда. В столицу приезжает раз в неделю служебной машиной. Полтысячи километров преодолевает за 5,5 ч.
Гончаренко — сын мэра Одессы Алексея Костусева. Отец бросил семью, когда Алексею было 3 года. Когда мальчик пошел в первый класс, мать переписала его на свою фамилию. В прошлом году Гончаренко имел хорошие шансы на выборах мэра Одессы. Однако в последний момент отказался баллотироваться, благодаря чему его отец сменил на должности Эдуарда Гурвица.
С Алексеем разговариваем на русском.
Что сейчас творится в Одессе? Говорят, мэр Алексей Костусев написал заявление об отставке без даты.
— Костусев ни разу не говорил, что идет в отставку. Но ситуация в городе непростая, потому что, к сожалению, этот год новой одесской власти не стал годом развития, которого мы хотели бы.
Что не сделано?
— Главное — отсутствие стратегии развития города. Ее как не было при Гурвице, так нет и при Костусеве.
Какова вероятность того, что горсовет отправит Костусева в отставку?
— Все возможно. Люди настроены, чтобы этот вопрос как-то решился. Потому что сегодня миллионный город фактически обезглавлен.
Гончаренко кто-то звонит. Он просит перезвонить через час. Заказывает чай.
— Вице-мэр Николай Ильченко с сентября под следствием, относительно него нарушено уголовное дело, и его отстранили от обязанностей (за получение $9,5 тыс. взятки, которую он требовал за предоставление в аренду пляжей. — "ГПУ"), — продолжает Гончаренко. — С мэром непонятно, уходит он с должности, или нет.
Как одесситы оценивают роботу Костусева?
— Чтобы это узнать, нужно проводить референдум по недоверию Костусеву. К сожалению, законодательство о местном референдуме в Украине так выписано, что последнюю подпись на решении о его проведении должен поставить мэр. Поэтому в Украине за 20 лет ни одного такого референдума не было.
Что говорят горожане о руководстве города неофициально?
— Люди недовольны. Недавно в Одессе был серьезный скандал с выделением земли в городском парке. Полгектара отдали под дачную застройку пяти частным лицам: 21-летней девушке, 24-летнему охраннику, который не живет в Одессе, и еще троим. Классическая схема имени киевского мэра Черновецкого: отрезали кусок парка и оформили на подставных лиц. Там цена зашкаливает — больше 100 тысяч долларов за сотку. Выходит приблизительно 50 миллионов гривен — это колоссальные деньги для города.
Кто стоит за этим?
— Подписал мэр Костусев, а проголосовали депутаты. Когда в Одессе был президент Янукович, то взял эту ситуацию под личный контроль. Сразу же на следующий день прокуратура опротестовала госакты, решения, а мэр на следующей сессии заявил, что эти пятеро дачников решили отказаться от земли и вернуть ее городу.
Вы готовитесь в мэры или нацелены на парламент?
— Мне кажется, что сделать больше смогу в Одессе. Но я член команды Партии регионов. Поэтому как решит партия, так я и сделаю. Пока что готовлюсь к выборам в Верховную Раду по мажоритарному округу в Одессе.
Эксперты утверждают, что Партии регионов мажоритарка невыгодна, потому что президент может получить неконтролированный парламент.
— Людям важно иметь своего депутата, а не голосовать за закрытые списки, когда первая пятерка — это лицо, а начиная с 25-го номера — водители и массажисты.
У Партии регионов тоже есть в списке водители, охранники, секретари.
— Если так, то это плохо и является следствием такой системы.
Какие настроения сейчас в обществе?
— Не самые лучшие. На это есть объективные причины. Украина испытала жесткий экономический крах в 2008-2009 годах. Во всем мире был кризис. Но только в Украине валовой внутренний продукт упал на 14 процентов. Такое возможно только во время войны.
Почему в разгар кризиса люди не выходили на улицу так часто, а теперь протестуют еженедельно?
— Жесткий экономический крах смягчила "подушка" накоплений населения и большие кредиты, которые были взяты у Международного валютного фонда. За все годы независимости Украина не брала столько средств, как за то время. Этот долг никуда не делся. Его нужно обслуживать.
Сочувствую ли я тем людям, которые выходят на социальные протесты? Да. В то же время за несколько лет популизма дошло до того, что по некоторым показателям льготников в стране больше, чем нельготников.
Почему правительство Азарова брало еще больше кредитов, чем его предшественники?
— Потому что этот процесс невозможно остановить моментально. Весь мир берет кредиты. Вопрос в том, куда направлять эти средства. Пиковые выплаты приходятся на этот и следующий год. Кроме того, мы платим очень высокую цену на газ. К тому же входим во вторую волну мирового кризиса. Он неминуемо отразится на Украине, и это уже происходит: уменьшаются инвестиции, снижается спрос на основную экспортную группу украинских товаров — металл и химию. Не стоит забывать о Евро-2012, которое требует капитальных вложений. Я на киевском вокзале недавно встречал жену с ребенком. Там бабушка продавала цветы. Она сказала: "Сынок, очень тяжело, потому что все деньги идут на эту Олимпиаду". В чем-то она права.
В ресторан заходит член Центризбиркома Михаил Охендовский. Поднимается на второй этаж. Гончаренко его не видит.
Исходя из сегодняшней ситуации, в чем вина украинцев, а в чем — власти?
— Одна из причин — в менталитете людей, в частности в их недостаточной гражданской активности. По многим вопросам они могли бы активнее отстаивать позицию, добиваться соблюдения своих прав. В мире нет идеальной власти. Она ровно настолько плохая, насколько позволяют люди.
Чего ожидать украинцам в ближайшие два-три года?
— Будет трудно. Но за последние века на пальцах можно посчитать, когда в Украине было лучше. То война, то голод, то еще что-то. У нас генетический опыт бед и несчастий. Нужно быть активнее. Большинство украинцев все время рассчитывают на государство. Так не делает ни один американец. Нужно максимально поднимать свою конкурентоспособность — изучать иностранные языки, овладевать новыми технологиями, пытаться идти в ногу со временем. Кто не может этого сделать, должно помогать государство.
Справедливо ли, когда для людей средств нет, а президенту выделяют миллионы на вертолетные площадки и резиденции?
— Я не являюсь специалистом по безопасности, а в такой большой стране президенту нужно передвигаться быстро. Кроме того, это все останется государству.
Как объяснить стремительное падение рейтинга президента? Сейчас его не поддерживают 75 процентов населения.
— У него самый высокий рейтинг в стране. 85 процентов не поддерживают оппозицию. Это свидетельствует о том, что в обществе нет доверия к политикам. Глава государства имеет программу. Если она за эти пять лет окажется эффективной, падение рейтинга не будет иметь никакого значения. Если нет — на следующих выборах люди не поддержат нас.
Как страна должна развиваться дальше?
— Нам нужно найти свое место на экономической карте мира. Сегодня это металлургия, химия. А завтра — скорее всего, высокие технологии и аграрный комплекс.
Зарабатывать начал в 16 лет
Алексей Гончаренко родился в Одессе. Его воспитывали мать и бабушка. Зарабатывать начал в 16 лет.
— Бабушкина пенсия была мизерная, маме, которая была учительницей математики, не давали зарплату. Преподавал английский язык в детском садике, ездил на поля собирать помидоры, — вспоминает Алексей. — Два года так работал.
Закончил местный медуниверситет, работал на "скорой". В 2001-м возглавил молодежку Партии зеленых. Через год баллотировался в горсовет, однако не прошел. Стал помощником депутата городского совета Юрия Преснова.
— Параллельно с этим имел бизнес. С двумя друзьями зарегистрировали компанию. У одного из них был старый микроавтобус РАФ, купили еще один, починили их, перевозили людей. Потом торговали недвижимостью — покупали, приводили в порядок, перепродавали.
В 2005-м получил второе образование — экономическое. В прошлом году стал заместителем главы областного совета.
С женой Ольгой познакомился еще в медуниверситете. Воспитывают сына.
Комментарии
4