Россия усиливает политические репрессии в Крыму. Самое громкое дело — заключение заместителя главы Меджлиса крымскотатарского народа 59-летнего Ильми Умерова. Его принудительно удерживают в психиатрической клинике.
Министерство иностранных дел Украины назвало политзаключенными 11 граждан Украины. Они получили приговор в России или сидят в СИЗО. Их обвиняют в терроризме, экстремизме, шпионаже. Сроки заключения достигают 20 лет.
— Крымских политзаключенных в России около 20, — говорит политтехнолог Тарас Березовец, 41 год. — Эта цифра колеблется, потому что каждый день кого-то отпускают, а кого-то задерживают. Большинство сидят в крымском СИЗО. Режиссеру Олегу Сенцову и активисту Александру Кольченко вынесли приговоры (их обвинили в подготовке терактов в Крыму весной 2014-го. — ГПУ). Они в Сибири.
К некоторым политзаключенным не допускают. Алексей Чирний преподавал историю в крымском вузе. Его задержали в Симферополе первым из мужчин, якобы с самодельными взрывными устройствами. По версии российского следствия, входил в диверсионно-террористическую группу "Правого сектора". Которой якобы руководил Сенцов. К Алексею не пускают адвокатов. Также были проблемы с доступом к Геннадию Афанасьеву, Сенцову и Кольченко. С того, что мы знаем, истязали Умерова, Кольченко, Афанасьева. Их били, издевались, давили психологически, угрожали близким.
Почему в последнее время репрессии активизировались?
– 18 сентября в России будут выборы в Госдуму. Впервые в них примут участие Крым и Севастополь. Крым с точки зрения России — самый нестабильный регион. Путин не доверяет ни избирателям, ни местной элите. Его принцип такой — кто предал раз, может и дважды.
Как менялся характер репрессий?
— Они начались еще до начала аннексии и не прекращались. Сначала в них принимали участие ФСБ, российская прокуратура под руководством Наталии Поклонской и так называемая самооборона. Позже привлекли службу безопасности и прокуратуру Крыма, которую возглавила та же Поклонская.
Репрессии были разными. Мы знаем лишь о тех, кого незаконно задерживают. Есть сотни, а то и тысячи украинцев, которых уволили с работы. В первую очередь это чиновники, которые не захотели приспособиться, преподаватели украинского и крымскотатарского языка. Русский филолог Владимир Казарин, преподаватель Таврического университета, был вынужден выехать на украинскую территорию. Уволили всех проукраински настроенных людей из силовых структур. Россияне почти очистились от "сомнительных элементов" при власти. Особое внимание было к этническим украинцам и крымским татарам. Но нельзя сказать, что преследования носят этнический характер. Основываются на политических вкусах. Так вынуждают людей эмигрировать. Уже 50 тысяч оставили полуостров.
Какие шансы вернуться у Сенцова, Кольченко, Умерова?
— Сенцов и Кольченко — "вип-заложники". Об их освобождении говорят давно, но все — в руках Путина. Не исключаю, что решение примут после выборов. Относительно Умерова Россия пока не поддается. Если на Путина давят, будет действовать наоборот. Сейчас шансы незначительны. Хуже, что здоровье Ильми плохое, может не дожить. Условия в психушке ужасные. Даже если освободят, его нужно немедленно вывозить из Крыма.
Что может сделать государство?
— Давление и международная огласка дают результат. Это доказали примеры Надежды Савченко и Геннадия Афанасьева.
Комментарии