- Сейчас оккупированный Донбасс превращается в серую зону без таможенного контроля и сборов. Товары из Украины без уплаты налогов идут в ДНР и ЛНР. Дальше - в Россию. Например, на рынке цветных металлов у нас дефицит. Некоторые товарищи сели на схему фиктивных поставок их в ЛНР-ДНР. Везут будто туда на заводы, а в действительности - в Россию. Таких схем достаточно, - говорит депутат Верховной Рады от "Народного фронта" 31-летний Сергей Высоцкий.
Встречаемся в его приемной в гостинице "Киев". В небольшой комнате два рабочих места - для депутата и помощника. На стене - украинский флаг с шевроном боевых подразделений из АТО. Сергей только что вернулся из заседания в парламенте. Окна приемной выходят на улицу Грушевского. Видно здание парламента.
Месяц длится блокада торговли с оккупированными районами Донбасса. Ни правительство, ни пикетчики не идут на уступки. Какой выход из ситуации?
- Нам нужна серьезная дискуссия по вопросам экономических отношений с оккупированными территориями. Я соавтор законопроекта об их полной экономически-товарной блокаде. Он предусматривает также отмену свободной экономической зоны Крым. Ее ввели, исходя из интересов нескольких отечественных олигархов.
Должны расторгнуть экономические связи с оккупированными районами. Отрезать их как гангрену. Нужны аргументы, почему должны покупать тамошний уголь и не можем его импортировать из Южной Африки. Дороже? Да. Но и газ у Европы дороже по реверсным контрактам. Такова цена независимости.
Какие должны быть отношения с оккупированными районами?
- Любая контрабанда, экспорт и импорт в Россию должны быть остановлены.
Не понимаю, почему должны делать у себя Приднестровье. Через него будут идти контрабанда, наркотрафик. На этом будут наживаться чиновники. А коррупцию у нас использует российская Федеральная служба безопасности. Вербуют должностных лиц на таможне, в правоохранительных органах, руководителей предприятий. Собирают компромат на них и потом контролируют этих людей.
Если не приведем статус оккупированных территорий в законное русло, то черная дыра будет раздирать всю страну.
Можем пойти на какие-то уступки России?
- Какой смысл в уступках, если Путин считает, что нашего государства не существует? А все его планы касаются разделения Украины на части. От намерения прямой оккупации он перешел к дестабилизации. Дальше, по этому плану, должна быть гражданская война и приход лояльного к нему режима, который сдаст Украину, как Янукович. Русская пропаганда работает на то, что украинцев не существует как нации, здесь - фашисты.
Нам следует ожидать, пока Россия начнет разваливаться. Это будет при условии сохранения политики санкций Запада относительно Москвы. Постепенно они приведут к экономическому краху и распаду РФ.
Какая должна быть наша внутренняя политика?
- Ее можно сформулировать тезисом писателя Николая Хвылевого - прочь от Москвы.
Мы на грани выживания. Для меня приоритет внутренней политики - это национальная безопасность. Если сохраним государство - построим Украину успешную, богатую, без коррупции. Если государство потеряем, тогда в эмиграции где-то в Париже за чашкой кофе будем рассуждать, почему нам не удалось.
Промайдановские силы в 2014 году создали в парламенте коалицию "Европейская Украина". А теперь Радикальная партия, "Батьківщина" и "Самопоміч" будто в оппозиции.
- Кто-то думает о досрочных выборах и о том, как прийти к власти в коалиции с "Оппозиционным блоком". Но граждане уполномочили нас на действии. Для эффективной работы придется идти на компромиссы. Три года разгребаем руками дерьмо, которое льется из соседнего государства. Длится война. Пусть мы в Киеве за кофе этого не замечаем. Но это - война. В этой ситуации нельзя остаться в белых перчатках. А когда чистишь канализацию, то от тебя будет "пахнуть". Однако если вычистишь ее, тебе могут поставить памятник.
Что имеете в виду под словами "национальная безопасность"?
- В нынешней ситуации - это как можно больше дистанционирования от агрессора и расторжение связей с ним.
В современном мире нельзя достичь национальной безопасности только за счет сильной армии. Потому что характер войны постоянно меняется. Ее ведут в экономической, информационной, финансовой, организационной, исторической, политической плоскостях. Нам надо иметь адекватные сценарии ответов в каждой из них. Например, для меня абсурдом является то, что Александр Бабаков до сих пор владеет рядом украинских облэнерго. Это - депутат Госдумы России, бывший вице-спикер, который голосовал за аннексию Крыма. Он имеет доступ к информации о нашей энергосистеме. И у него есть ресурсы, чтобы коррумпировать в интересах России наших правительственных чиновников.
Но Бабаков попал в санкционный список.
- Однако до сих пор не можем выгнать его из облэнерго. Почему? Потому что немало политиков и чиновников думают в первую очередь о своем кармане, а не о государстве.
Как оцениваете роботу правительства Гройсмана?
- Они стараются. Что-то выходит, что-то - нет.
Скорее выходит или не выходит?
- Премьер-министр Яценюк уделял значительно больше внимания освобождению от российского влияния. Ему надо поставить памятник хотя бы за то, что в супертяжелый период реформировал нефтегазовый сектор. И мы стали полностью независимы от российского газа. За 25 лет - Яценюк первый воплотил это.
Происходят вещи, которые меня дезориентируют. Не понимаю, куда Кабмин как целостный орган движется. У нас на уровне исполнительной власти есть целостное виденье страны и направление ее движения? Не уверен. Пока что я сдержанный оптимист, но вопросы накапливаются.
Какие реформы проходят успешно?
- Главный - энергетического сектора. Мы избавились от газовой зависимости от Кремля.
Одна из важнейших - реформа полиции. Сейчас идет ее второй этап.
Чрезвычайно важно довести до конца реформу децентрализации. Она должна научить людей отвечать за свои судьбы.
Сформированы батальоны и бригады Нацгвардии, Вооруженных сил - по стандартам НАТО.
Благодаря реформе госзакупок сэкономили почти 50 миллиардов гривен.
Успешные изменения в разрешительной системе. Справки, разные разрешения - весь этот пласт бытовой коррупции уничтожается путем создания центров административных услуг. Есть электронная очередь, расценки - без взяток.
А еще - внедрение электронного декларирования.
Почему общество не чувствует этих изменений?
- Объективно - жизнь не улучшилась. Но давайте сравним 2013-й и этот год: аннексия, оккупация, треть госбюджета идет на потребности обороны, большие проблемы с инвестициями, потому что никто не хочет вкладывать в страну, в которой идет война. Но прекрасно помню, как получал свой первый загранпаспорт. Очереди, хамство, какие-то люди ходят: "Юноша, давайте ускорим процесс. На втором этаже есть фирма". У людей короткая память. Не помнят, как прогибались перед ГАИ. Забыли, что такое Межигорье, Янукович, "донецкая братва", которая отжимает бизнес. Люди поддаются вражеской пропаганде. В Украине, к сожалению, много медиа с прямым кремлевским влиянием.
Возможно, нет диалога между властью и обществом?
- Украина достигла немало успехов. Но есть телеканал "Интер", который рассказывает противоположное. О каком диалоге можем говорить? Считаю, все медиа с российским следом надо закрывать. Жестко, решительно.
Военное положение исправило бы эту ситуацию?
- Оно было необходимо в 2014 году. С тех пор война в значительной степени переместилась в другие сферы. Прежде всего - в политическую, информационную и организационную. На вызовы, которые стоят перед нами сейчас, уже не ответить военным положением.
Какой наибольший плюс имеем спустя три года после Майдана?
- Мы выжили. В противостоянии с огромной страной, с агрессивным противником. А могли рассыпаться в марте 2014-го. В будущем же Украина способна стать региональным лидером и диктовать свои условия России.
Катается с дочкой на роликах
Сергей Высоцкий родился в Киеве. Журналист. Работал в газетах "Коммерсантъ Украина", "Экономические вести", "Газета 24", журнале "Фокус". Был специальным корреспондентом информационного агентства "ЛІГАБізнесІнформ", заместителем главного редактора ООО "Новости - ТВ". С 27 ноября 2014-го - народный депутат. Прошел по списку партии "Народный фронт".
- На работе в парламенте пришлось приучать себя жить по графику. Седых волос точно стало больше, - шутит Сергей Высоцкий. - Люблю кататься с дочкой Эмилией на роликах, когда тепло. Ей 5 лет.
Ездит на внедорожнике "Нисан Икстрейл". На завтрак ест гречку.
Комментарии