Вокруг столичного пивного завода "Оболонь" пахнет хмелем. Стоят десятки грузовиков. На пятом этаже центрального офиса компании — дегустационные залы. В комнате поменьше сидят люди. Хотя 9.30, на столе перед ними — пиво, фисташки, порезанная копченая колбаса. Пробуют маленькими одноразовыми стаканами.
В большом зале — сервант с наградами "Оболонь". Через комнату тянется стол для заседаний. У дверей холодильник с пивом и безалкогольными напитками. Начальник отдела по связям с общественностью Максим Кушнир расставляет на столе бутылки с "Живчиком" и "Фрестом". Звонит на мобильный почетному президенту "Оболони", народному депутату от блока НУ-НС Александру Слободяну, 52 года. Говорит, что все на месте. Нардеп приходит через несколько минут. Смотрит на стол.
— А где же пиво? — улыбается.
Садится спиной к окну. За ним виден весь завод — большие многоэтажные дома в серебристо-зеленые полосы. Их соединяют застекленные коридоры.
Судя по количеству грузовиков возле завода, дела идут успешно?
— Сейчас об этом опасно говорить в Киеве. Потому что руководство города борется с автомобильными пробками (грузовикам разрешено ездить по столице только ночью. — "ГПУ"). Наш завод производит десятую часть всей продукции Киева. А руководство столицы считает, что завод может успешно работать без подвоза сырья, тары, упаковки и вывоза продукции.
Вы говорили об этом с городским председателем Леонидом Черновецким?
— В течение многих лет мы затрагиваем эти вопросы при одном мэре, при другом, но они не решаются. Содействие деятельности больших предприятий в Киеве нет. Люди делят землю, борются за власть и не занимаются проблемами города.
Разве Черновецкому удалось так решить проблему пробок?
— Нет. Ежедневно я езжу с Левого берега на Правый и хорошо это чувствую. По дороге на завод или в Верховную Раду успеваю просмотреть три издания — "Украинский футбол", "Спорт-экспресс" и "Команду".
Слободчан складывает руки, сидит так почти 2 ч. Неоднократно подчеркивает, что его завод — крупнейший по производству пива в Европе.
Во время инаугурации Виктора Ющенко вы сидели в первом ряду Верховной Рады. Какие были эмоции?
— Как и у каждого украинца, голосовавшего за Ющенко, Тимошенко и оранжевый лагерь, — улыбается. — Тысячи работников "Оболони" ежедневно были на Майдане, и я тоже. Мы приняли также тысячи других людей на предприятии и в своих квартирах. После этого приходит к власти "оранжевое" правительство Тимошенко и инициирует изменения в законодательство. Резко меняет правила игры. Стало хуже. Что я могу сказать своим сотрудникам? Что наше родное правительство так нас ударило? На 17,4 процента повысили акцизы. Пытались поднять стоимость тарифов на воду из артезианских скважин в 690 раз. Нам пришлось судиться с правительством Тимошенко. Такие люди, как бывший министр экономики, "бютовец" Сергей Терехин, сначала видят свое личное, а затем государственное. Но в 690 раз поднять тариф на воду! Мы прошли три уровня судов и защитили не только себя, но и все отрасли, пользующиеся водой.
Но Юлия Тимошенко говорит, что снижает налоги...
В 2004-ом лично Путин остановил экспорт нашей продукции в Россию, потому что поддержали Ющенко
— Для одних снижает, а для других увеличивает. Такого популистского правительства, как тимошековское, Украина еще не знала. Есть закон, не позволяющий в течение финансового года увеличивать налоги. Особенно относительно производства, связанного с элементами сезонности, — а спрос на пиво летом больший, чем зимой. Например, до мая следующего года нам нужно было заключить контракты в мае этого года. И мы же планируем, что задекларированные тезисы уменьшения налогового пресса будут соблюдены. Но правительство постоянно хочет поднять акцизы, увеличить налоговую нагрузку. В июле это не случилось, однако предусматривается увеличение в январе следующего года — больше чем на 50 процентов.
Почему Тимошенко так действует?
— Правительства живут одним днем. Их цель — починить дыру в бюджете. А экономика этого не терпит. Ей нужны спокойные эволюционные процессы. Вот на протяжении последних нескольких недель идут мощные инициативы по ограничению деятельности пивной отрасли. В рекламе, местах потребления. Впервые в мировой цивилизации введено такое понятие, как "подростковый алкоголизм". В Украине человек пьет 60 литров пива в год, а в Чехии — 160. Так где алкоголизм? Вот в украинских селах много потребляют пива? Преимущественно же пьют самогон или водку, а не пиво. В итоге сегодня тяжело найти человека, которому можно доверить современный трактор.
На самом деле идет мощный лоббизм ликеро-водочников. И они подключили к такому лоббизму заместителя председателя Верховной Рады Николая Томенко, "бютовцев" Евгения Сигала, Павла Костенко. Им пивная отрасль мешает.
Это потому, что в БЮТе есть несколько депутатов — совладельцев водочных заводов "Немирофф", "Бондарев"?
— Идет конкуренция водочной отрасли с пивной. Конечно, нужно ограничить употребление пива до 18 лет, но не для взрослого населения.
А вы сколько пьете?
— Максимум бутылку. А в жару в течение дня — две. Но не каждый день.
Для нас постоянно меняют правила игры, увеличивают налоги. А народу через свою прессу доказывают, что это хорошо. Конечно, хорошо, когда людям дают тысячу гривен. Но когда инфляция за год растет до 34 процентов, то возникает вопрос: народ больше получил или потерял?
Вам не предлагают продать завод международным корпорациям?
— Предлагают с 1992 года. Все крупные мировые корпорации были в этом зале с такими предложениями.
Какие были наиболее привлекательны?
— Такие, что среднестатистическому человеку тяжело было бы устоять. Мы считаем, что торговая марка "Оболонь" стоит больше 600 миллионов долларов. А если брать все наши активы, то их стоимость достигнет больше миллиарда. Международные компании хотели бы купить вот эту торговую марку "Живчик", — Слободчан показывает пол-литровую бутылку. — Считают, что в течение десяти лет никто ничего подобного не изобретет. Его рецепт и название придумал я. Название "Оболонь" для пива — тоже.
На следующих президентских выборах будете кого-то поддерживать?
— Тяжело сказать. В 2004-ом лично президент Владимир Путин остановил экспорт нашей продукции в Россию, потому что поддержали Виктора Ющенко. Кстати, 75 процентов экспорта украинского пива — это "Оболонь".
Конечно, нам не хочется, чтобы компания была заполитизированной. Но в жизни каждого человека часто появляется выбор, куда идти и с кем дружить. Ющенко и своя команда, с моей точки зрения, больше всего защищают национальные интересы. В том числе и украинские компании.
Мелкие партии в настоящее время разваливают блок "Наша Украина — Народная самооборона". В случае роспуска Рады с кем пойдете на выборы?
— Скорее всего, "Народная самооборона" пойдет с БЮТом. Хотя Луценко неплохо себя чувствовал в блоке НУ-НС. Был первым в списке. В БЮТе Луценко первым не будет. И я не уверен, что "самооборона" 14 мандатов получит в следующем парламенте.
Если взять Украинскую народную партию, то еще будут дискуссии. Конечно, партия хочет себя сохранить. Ее председатель Юрий Костенко говорит, что стоит идти с блоком Ющенко. Но выиграет ли от этого блок и сам Ющенко? — улыбается нардеп.
Вот он провел девять партий, и они устроили ему "веселую" жизнь.
— Не все так просто. Я видел, как партии не могли объединиться только из-за кресла руководителя партии. Возможно, БЮТ и "Регионы" создадут коалицию. Но уверен, что борьба между ними за первенство продолжится. Если это будет канцлерское кресло — то за него. Сомневаюсьчто Виктор Янукович согласится быть первым после первого.
Выходит, что сейчас Янукович и Тимошенко объединились, чтобы выжать из политики Ющенко.
— Не исключено, что они попробуют создать аналог американской двухпартийной системы. Но БЮТ от этого проигрывает. Огромная масса людей на Западной Украине не пойдут на выборы. Выигрывает только Партия регионов, которая более жестко контролирует электорат Донбасса.
Слободян отмечает, что ведущие политики страны являются эгоистами. Мешают народу объединяться.
— Нам нужно правительство национального единства, нужна стабильность и предсказуемость во всем.
Недавно подобное сказал Борис Колесников из "Регионов". Возможно, не так много разъединяет вас с "регионалами"?
— Конечно, больше того, что объединяет. Но сейчас в одно кресло пытаются сесть сразу несколько политикив-тяжеловесов.
Ющенко, Тимошенко и Янукович?
— Вы забываете Литвина.
Но у него всего 20 депутатов. Это же не уровень президента, премьера и лидера крупнейшей фракции...
— По крайней мере он считает себя тяжеловесом. Пытается быть третьей силой.
Депутат берет бутылку "Новой Колы". Предлагает попробовать, наливает. На вкус она такая же, как и пепси. Слободян хвастается, что это единственная натуральная "кола", остальные производители готовят ее из синтетических составляющих.
— Мне приходилось читать о том, что я заводовладелец, мультимиллионер. В действительности у меня — шесть процентов акций. У нас около тысячи акционеров. Возможно, сегодня это не комплимент. Потому что ты почти 19 лет являешься первым руководителем и до сих пор не обладаешь контрольным пакетом акций. Но такие мои взгляды.
1956, 21 февраля — Александр Слободян родился в г. Тернополь
1978 — окончил Киевский технологический институт пищевой промышленности
1980 — старший инженер отдела организации труда и зарплаты, начальник цеха разлива завода "Оболонь"
1989 — генеральный директор объединения "Оболонь"
1999 — заместитель председателя Украинской народной партии
1998, 2002, 2007 — избирался народным депутатом
Женат есть дочка и двое сыновей
Комментарии
1