Ексклюзивы
четверг, 07 июня 2007 19:53

"Социалисты понимают, что это последний хапок"

Автор: фото: Андрей ШМАТОВ
  Карта Украины над рабочим столом Юрия Луценко вся обклеена маленькими ”кулачками” — так обозначены города, в которых есть местные организации ”Народной самообороны”
Карта Украины над рабочим столом Юрия Луценко вся обклеена маленькими ”кулачками” — так обозначены города, в которых есть местные организации ”Народной самообороны”

На интервью с Юрием Луценко, 42 года, едем в офис "Народной самообороны", что на улице Боженко в Киеве. Этот район к элитным не относится. Когда звоним в двери, сзади подходит Луценко. Он тоже только что приехал. Экс-министр внутренних дел в модных, местами потертых джинсах, красной футболке. Говорит по мобильному, одновременно здоровается и кивком приглашает за собой войти. Идет в кабинет.

Это небольшое помещение с рабочим столом, в который упирается более длинный стол для совещаний. За ним сидит старший брат Луценко Сергей. Он поднимается и выходит. На стене висит карта Украины. На ней наклейками обозначены города, где есть штабы "Народной самообороны". Экс-министр между тем заканчивает телефонный разговор и отдает мобильный начальнику своей охраны.

— Возьми эту херню, чтобы не мешала, — говорит. Поворачивается к нам: — Пойду надену официальную рубашечку.

Через минуту возвращается в серой рубашке с длинным рукавом:

— Да, граждане, теперь у меня вид культурный. Ненавижу в такую горячую погоду ходить в рубашке.

Разговор начинаем с того, что многие люди называют Луценко новой надеждой в политике.

— Да, завтра я буду в администрацию идти. Там будут из надежды лепить современность, — смеется в ответ Луценко. — Позвонили уже. Сейчас начнут пить кровь. Объединять все, что плохо лежит. Так, давайте вопросы свои, потому что я начну материться.

А положа руку на сердце, вам нужны в качестве партнеров Юрий Костенко, Борис Тарасюк?

— Эти выборы будут борьбой мировоззрений — европейский выбор и колониальный. Было бы понятнее, если бы было два блока. Но БЮТ отказался. Теперь придется выбирать, объединяться ли "Народной самообороне", "Нашей Украине" и "Правице". Но после последних заявлений "Правицы" о том, что каждое третье место должно быть их, потому что у них много вождей, такое объединение стало проблемой. А они еще и не собираются создавать единую партию... Тогда зачем такое объединение? Это называется: дядя, подвезите, а потом я пойду своей дорогой.

Следовательно, методом исключений, дальше — "Наша Украина" и "Самооборона". Я считаю это нормальным блоком, который мог бы взять голоса разочаровавшихся в "Нашей Украине" в период "дорогих друзей", разочаровавшихся в социалистах и других.

Сейчас я езжу по Центральной, Северной и Южной Украине. Выполняю приказ Западной идти на восток. Мы будим украинца там. Так вот, все мне говорят: мы хотим за вас голосовать отдельно. Я не исключаю ни объединения, ни самостоятельного похода.

Сейчас Верховная Рада распускается более чем 150 заявлениями о сложении мандатов. Если на следующих выборах Партия регионов окажется в оппозиции, но будет иметь свои 180 мандатов...

— Есть норма, что парламент, избранный на досрочных выборах, год не может распускаться, — перебивает Луценко.

А если "регионалы" не принесут присягу?

— Если не принесут присягу, будут еще раз выборы. И так может быть... Но это лучше, чем жить молча четыре года при власти, сформированной на предательстве и лжи.

Так что, у нас не будет Верховной Рады?

— Честно говоря, у нас ее уже нет полгода — и ничего.

Луценко говорит, что за последние два месяца дискредитированы большинство государственных учреждений — суды, парламент, силовые структуры, даже гражданская активность, которую сейчас проплачивают.

— Если в парламент придут не те же лица — есть шанс на перемены, — подводит итог.

Но и БЮТ, и "Наша Украина" ведут в списках тех же. Иначе нардепы не сложили бы своих мандатов.

— Я обратился к братьям-демократам: давайте обновим хотя бы на 50 процентов списки. Но БЮТ и "Наша Украина" кичатся тем, что исключили изменников, и теми же рядами идут на выборы.

Луценко берет ручку, на которой написано "Народная самооборона". Крутит ее в руках. В конечном итоге отламывает зажим, но не выбрасывает его. На протяжении всего разговора крутит этот зажим в руках и приставляет к месту на ручке, от которого отломал.

Из "Нашей Украины" вышел Борис Беспалый. Может так быть, что он окажется в "Народной самообороне"?

— Нет. Я не знаю, почему у людей берутся такие заявления. "Народная самооборона" фактически сформировала свою команду, и у нее могут появиться новые лица лишь из регионов, которые до этого времени не засветились в политике.

Так допустил Поживанов...

— Не знаю, почему у пана Поживанова такие заявления. Возможно, потому, что он очень хотел попасть в "Народную самооборону". Был такой период.

Общество должно знать, кто дает серьезные суммы на лечение министра внутренних дел

Почему вы не едете на восток?

— Я только вернулся из Херсона.

Это юг. Поедьте на Донбасс.

— На Донбасс мы заедем тогда, когда для этого будет наилучшая точка — эпицентр избирательной кампании. Не сомневайтесь, мы там работаем. Кто думает, что это вотчина "регионалов", хочу напомнить, что за Партию регионов в Донецкой области голосовало 70 процентов. Каждый третий не голосовал. Так что не думайте, что там все так плохо. Но нужно там работать не наездом и не объявлением "похода на Донбасс", как это, к сожалению, делала "Наша Украина" на прошлых парламентских выборах. Там нужно работать изнутри.

У вас там есть какие-то организации?

— У нас во всех областных центрах есть организации. Мы создаем лишь областные штабы, мы не пошли классическим путем создания райкомов.

Говорили, что на прошлых парламентских выборах голоса считали нечестно. Будете принимать участие в контроле за подсчетом в этот раз?

— Мы бы с удовольствием за это взялись. Но все пять старых партий, которые есть в парламенте, вступили в заговор и лишили другие партии возможности контролировать это.

Ваших представителей нигде нет?

— Ни в одной комиссии. Я подозреваю, почему Мороз так долго призывал к ликвидации фракций "Нашей Украины" и БЮТа, — чтобы все комиссии де-юре могли быть сформированы исключительно Партией регионов, социалистами и коммунистами. И такая большая СРаКа (социалисты, "регионалы", коммунисты. — " ГПУ") будет очень интересна для избирателей, для честности выборов, — шутит Луценко.

А по своей квоте "Наша Украина" могла выделить какую-то часть "Народной самообороне"?

— Когда мы попросили послать нашего представителя в Центральную избирательную комиссию, они на это не пошли.

Почему?

— Я вам говорю факты, а эмоции оставляю при себе.

Ваш партнер и спонсор Давид Жвания как-то заявил, что в случае победы демократической коалиции вы можете вернуться на должность министра МВД.

— Я не рассматриваю такой возможности. У списка "Народной самообороны" есть кандидаты для того, чтобы возглавить и провести реформы во всем блоке справедливости: Генпрокуратура, МВД, в судах. Одного кандидата знает вся страна — это пан Шемчук. Я считаю его одним из наиболее принципиальных и честных прокуроров высшего звена. У нас есть кандидаты на то, чтобы возглавить Министерство внутренних дел. И я могу провести необходимые перемены в Министерстве юстиции. У нас на каждого из них есть дублеры. Например, тот же Стретович мог бы быть неплохим генпрокурором. Тот же Катеринчук мог бы быть министром юстиции. По МВД давайте подержим интригу.

Давид Важаевич сказал в одном из интервью, что хотел бы быть вице-премьером по вопросам реформ.

— Я считаю, что он системно мыслящий человек. Не смотрит на детали, а смотрит на взаимозависимость разных отраслей экономики, которые тормозят. Он видит,  где есть тромбы и наоборот — где возможность развития.

Как в этом случае действует принцип отделения бизнеса от власти? Жвания должен перед народом сказать, что с бизнесом у него все завершено?

— Спросите у Давида Важаевича.

А вы с ним об этом говорили?

— Я думаю, что человек, который делает реформы, не имеет возможности серьезно влиять на свой бизнес. Это если бы он хотел быть министром энергетики или транспорта, финансов, то я бы заподозрил что-то. А на реформах должен быть человек с бизнес-логикой.

Насколько мне известно, бизнес Жвании давно передан в управление. Мало того, основной его бизнес находится вне пределов Украины.

Ваш бывший однопартиец Иван Бокий о возможных новых лидерах страны сказал: если кто-то считает таким Луценко, то я им сочувствую...

Луценко слушает и кивает:

— Я не комментирую Ивана Сидоровича. Он все сказал правильно.

Мороз заявил, что Соцпартия идет на выборы отдельно от Партии регионов. Какие у них шансы пройти в парламент?

— Никуда они не идут ни вместе, ни отдельно. Они делают все, чтобы выборы не состоялись. В этом их стратегия. Но в то же время не забывают использовать все возможности их представителей во власти. Начиная от МВД и заканчивая Фондом госимущества и Министерством транспорта. Они понимают, что это последний хапок.

Имеете ли информацию о том, что произошло с министром внутренних дел Василием Цушко?

— Нет, я вообще не понимаю, почему так случилось. Ведь член Соцпартии Иван Сподаренко, который в те же дни попал в "Феофанию" (больница для высокопоставленных должностных лиц. — " ГПУ") с инфарктом, там и лечится. Но о нем не трубят все СМИ, и его не вывозят за деньги неизвестных спонсоров в Германию, не кладут за те же деньги в суперклиники.

Если было отравление, то Цушко или его близкие должны сделать заявление в правоохранительные органы, иначе это является грубым нарушением закона — называется укры вательство. Он должен также сказать, за чьи деньги его перевозили. Я не ищу компромата. Просто общество должно знать, кто дает серьезные суммы на лечение министра внутренних дел.

Хватает ли вам сейчас времени на отдых и семью?

— Хватает. Выходные я всегда отдаю младшему сыну — на игральные автоматы с мороженым. Со старшим — книжный рынок "Петровка". Еще все вместе выезжаем в лес, делаем шашлык. Футбол или волейбол на поляне, в зависимости от погоды.

Младший окончил первый класс, я его сдал в аренду теще. Сейчас старший сдает сессию в Университете телекоммуникации, а я вспомнил, что такое тройно й циклический интеграл, — улыбается. — Сейчас много читаю. Все книжки, которые покупал, но откладывал. Попалась "12 обручей" Андруховича. Это мне нравится. Перед тем осилил несколько серьезных политологических, исторических вещей — "Историю готов" академика Щукина. Была "История денег". Сейчас Прохаско отложил.

По завершении разговора пресс-секретарь Луценко подает ему свежие газеты. В одной из них ли дера БЮТ Юлию Тимошенко сравнивают с бывшей лидершей "Белого братства" Марией Дэви Христос. Они на соседних фото.

— О! А шо с Юлькой случилось? — смеется Луценко, увидев фотографии.

1964, 14 декабря — Юрий Луценко родился в Ровно
1989 — окончил Львовский политехнический институт, факультет электронной техники
1994 — заместитель председателя Ровенского областного совета
1996 — секретарь политсовета Социалистической партии
1997 — заместитель министра по делам науки и технологий
1998 — помощник премьер-министра Валерия Пустовойтенко
2000 — сопредседатель акции "Украина без Кучмы"
2002 — избран народным депутатом по списку Соцпартии
2005 — министр внутренних дел, приостанавливает членство в СПУ
2006 — выходит из СПУ в знак протеста против присоединения социалистов к антикризисной коалиции; освобожден от должности министра, назначен советником президента
2007 — освобождается от должности советника президента, начинает движение "Народная самооборона"
Женат, двое сыновей

Сейчас вы читаете новость «"Социалисты понимают, что это последний хапок"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

11

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть