Интервью с Андреем Шкилем проходит в кабинете, в котором он работал еще в Верховной Раде прошлого созыва. На стенах - портреты украинских гетманов, карта Европы.
За час до беседы "Наша Украина" обнародовала заявление о бесперспективности последующих переговоров с БЮТ и социалистами. Андрей Шкиль бледный и уставший. Говорить начал почти лежа в своем кресле. Сказал, что настроение у него лично и у актива БЮТ боевое. И никакими заявлениями их не напугать. Он считает, что в последний момент "оранжевая" коалиция с Юлией Тимошенко во главе все равно будет создана.
Вы лично чем в таком случае будете заниматься?
— Посмотрим... В моих планах остаться в парламенте. Здесь есть достаточно большой кусок работы. Нужно реально заняться внешней политикой. К величайшему сожалению, она у нас велась сугубо формально. Нужно все время мониторить, изучать и адаптировать украинское законодательство к европейским стандартам. Я собираюсь именно это делать. У каждой страны есть неисчерпаемый запас внутренних проблем. Внешних намного меньше. Решив основные, можно закрепить движение в европейском направлении.
Иностранными языками владеете?
— Мой английский, честно говоря, не очень совершенен. Поэтому именно над ним сейчасработаю. Общаться по-английски хочу так же свободно, как и по-украински. Хотя все равно знание иностранного языка — только для кулуаров. Официальные выступления — только на государственном. Такова практика европейского парламентаризма. Потому что как бы хорошо ни знал иностранный, лучше скажешь на родном.
Я, например, считаю, что даже русским свободно не владею. Подчас не могу сказать то, что хочу. Приходится говорить только то, что могу. Особенно на телевидении так бывает. И с польским у меня такие же проблемы. Хотя им владею лучше, чем русским.
Английский сами изучаете или кто-то преподает?
— Все, что мог выучить сам, уже выучил. Сейчас есть люди, которые со мной занимаются. Моя жена хорошо знает английский. Поэтому мне достаточно удобно совершенствоваться. Планирую подтянуть английский к осени.
Андрей Шкиль, как всегда, в вышитой рубашке. Пиджак от костюма повесил на спинку кресла.
Если, например, будете сопровождать Юлию Тимошенко во время визита в Россию — поедете в вышиванке или наденете что-то нейтральное?
— В Россию тем более поеду в вышиванке. Кстати, даже на дипломатических раутах ограничения в одежде никогда не распространяются на элементы национального костюма. Одеть его полностью — это, конечно, слишком. А вот элементы — почему бы и нет? Если кому-то хочется, можно ходить и в шароварах. Вообще, элементы нашей национальной одежды органически вписываются в европейские костюмы. Они ни с чем не диссонируют и ни у кого не вызывают нездоровых ассоциаций.
В Россию я уже раз или два в вышиванке ездил
В Россию я уже раз или два в вышиванке ездил. Даже пообщался с большим "другом" Украины Жириновским. Он воспринял ее как должное, ни слова не сказал.
Вас очень часто можно видеть рядом с Тимошенко — даже с рацией среди ее охранников...
— Так сложилось еще с тех времен, когда мы были в активной оппозиции. Это мое личное желание — быть в гуще событий вместе с лидером.
Тимошенко однажды сказала, что взяла во фракцию олигархов, чтобы их перевоспитать. У нее это получается?
— Пока рано говорить. Время покажет. У нас впереди много испытаний. Чаще всего меня спрашивают о Василие Хмельницком. Может, кому-то известно, какие он преступления совершил? Тогда сообщите. Большинство даже не знают, как он выглядит — и все равно возмущаются, что он в нашей фракции.
Он очень редко бывал в парламенте прошлого созыва.
— Некоторые ходили еще реже, но все знают, кто они такие. Например, Григорий Суркис. Конечно, это нехорошо, что в нашем государстве предприниматель вынужден заниматься политикой. Но эти времена скоро уйдут. Тогда бизнесменам будет комфортнее, нежели политикам. Думаю, если ближайшие пять лет не будут потеряны, то уже в следующем парламенте будут люди, которые действительно оставят бизнес ради политики.
Ваша фракция хочет упразднить льготы для депутатов. Вы лично получили квартиру от Верховной Рады?
— Не получил. Мне дали денежную компенсацию. Не помню точную сумму... Но для покупки квартиры недоставало 37 тысяч гривен. Поэтому взял кредит.
Я сомневаюсь, что новоизбранные депутаты шли в парламент ради квартир. Даже те, у кого присутствуют корыстные мотивы. Квартира для них — это слишком мало. С другой стороны, проживание в гостинице стоит столько, что за год можно купить две хороших квартиры.
Депутаты, живущие сейчас в гостинице "Киев", жалуются, что им не дают покоя проститутки. У вас в свое время подобные проблемы были?
— Я жил когда-то в гостинице "Украина" с женой, и ничего подобного со мной не случалось. Самой большой проблемой тогда были жилищные условия: в гостинице все старое. Горячую еду можно было достать разве что в кафе. Приготовить что-то в гостинице было невозможно.
Тогда там жил и Тарас Черновил, вы ходили друг к другу в гости. Каковы теперь ваши отношения?
— Хорошие. Я не переношу политическое противостояние на частную жизнь. Теперь мы живем в одном доме. На пиво вместе не ходим, но иногда общаемся.
Как после работы отдыхаете?
— Сегодня, например, иду к британскому послу на прием по случаю дня рождения их королевы. А вообще, свободного времени не очень много. Стараюсь проводить его с друзьями. Отдыхать с политическими соратниками намного труднее. Хочешь или нет, а переходишь на "производственную тему".
Кто главный в вашей семье — вы или жена?
— У нас демократия.
Родился 26 ноября 1963 года во Львове
1988 — окончил Львовский медицинский институт
1989 — заместитель председателя Союза независимой украинской молодежи
1990 — председатель львовской ячейки Украинской национальной ассамблеи
1999 — председатель руководства УНА
2001 — арестован за участие в акции "Украина без Кучмы"
2002 — народный депутат Украины
2006 — народный депутат по списку Блока Юлии Тимошенко
Комментарии