пятница, 27 ноября 2015 07:25

"Революция состоялась не против коррупции, а против несправедливости и отказа от евроинтеграции"

 

— Украина сейчас на непростом этапе государственной перестройки, который должен был неизбежно начаться после исчерпания ресурсов постсоветского государства. Оно совпало с Революцией достоинства. За несколько месяцев до нее стало известно, что золотовалютных запасов хватит максимум до президентских выборов 2015 года. Крах ускорился, потому что во главе государства тогда были клептократы (воры, система власти, при которой процветает коррупция чиновников и политиков. — "ГПУ"), — говорит публицист 48-летний Виталий Портников.

В столичном "Арома эспрессо баре" заказывает капучино.

Какие вызовы сейчас стоят перед нами?

— Изменение социальной модели будет сопровождаться недовольством общества. В Украине жизнь будет улучшаться постепенно, с откатами назад. Нас упрекают, что замешкались с реформами. Ставят в пример правительство Бальцеровича (Лешек Бальцерович был вице-премьером и министром финансов, автор "шоковой терапии"— радикальных экономических реформ в Польше в 1989–1991 году. — "ГПУ"). Но поляки были так недовольны им, что уже следующий премьер ставил условие не включать людей Бальцеровича в свой Кабмин. Именно из-за реформ у правительства Арсения Яценюка рейтинг не растет. Любые экономические изменения связаны с проблемами в жизни общества.

В Украине бытует мнение, что достаточно побороть коррупцию наверху — и жизнь сразу станет прекрасной. Наши люди воспитаны на ложной идее справедливости Советского Союза. Тогда партийные руководители жили не в богатстве, а лишь чуть лучше обычных граждан. Народ возмущен достатком теперешних представителей власти. Критикует чиновников, депутатов за роскошь. Но когда сам получает доступ к финансам, поступает так же.

Как объяснять необходимость реформ?

— Нужно изменить правила игры. Демонополизация, законы свободного рынка, прозрачность инвестиций, жизнь всех по правилам — вот основные шаги. Тогда экономика будет двигаться свободно и выплевывать коррупционеров. Если же побороть коррупцию, но не изменить правила, государственный организм парализует. У чиновников не будет мотивации для работы.

В чем Украина сейчас сильна?

— В металлургии мы проиграли Китаю. Химических предприятий достаточно и в Европе. Да, у нас есть сельское хозяйство. Но оно должно быть инновационное, чтобы им заинтересовались зарубежные инвесторы. С другой культурой производства, хранением продуктов. В свое время в Болгарию, Румынию пришли европейские предприятия. Мы тоже можем на это претендовать. Но нужна дисциплина рабочих рук. У нас же до сих пор много предприятий работают по советским стандартам. Хотя даже некоторые российские олигархи модернизировали производство. Например, владелец "Северстали" Алексей Мордашов. А что сделал Ахметов со своими заводами? Ничего.

Какие основные опасности должны преодолеть?

— Горячая или холодная конфронтация с Россией продлится еще долгое время. Они никогда не будут содействовать нашему развитию. Даже при условии уничтожения режима Путина.

Есть и внутренние проблемы. На протяжении всей истории украинцы были способны к восстанию. Но не готовы к строительству государства. После Революции достоинства для этого выпал шанс, потому что совпал с отчуждением от России. Воспользуемся ли им, будет понятно лишь со временем. Что руководители не нравятся людям с первого дня — это хорошо. Но они отказываются отвечать за ошибки власти, которую избирали.

Почему после революции на крови, смертях на Донбассе во власти и дальше продолжают красть?

— Революция состоялась не против коррупции. А против несправедливости и отказа от евроинтеграции. О "Межигорье" Януковича знали и говорили задолго до этого. Но этот факт не слишком возмущал людей. Была скорее зависть, чем ненависть. А нужно было иметь презрение. Коррупция будет длиться, пока будем использовать государство кто как может. Кто-то не платит налоги, кто-то — ворует. У каждого — своя схема отношений с государством.

Что должны были бы сделать после революции, но не смогли?

— Изменения не происходят по заказу. К тому же идет война. Привлекать инвестиции в таких условиях чрезвычайно сложно. Во время войны нужно сохранить мобилизационный каркас экономики.

Есть шанс вернуть свои земли?

— Конечно. История имеет подобные примеры. В 1975 году Индонезия аннексировала Восточный Тимор — колонию Португалии — в тот момент, когда там объявили независимость. Население разделилось в убеждениях. Аннексию не признала ни одна страна, кроме Австралии. Она хотела иметь хорошие отношения с Индонезией. Генассамблея ООН осуждала это активнее, чем теперь оккупацию Крыма. Приняла ряд резолюций. Население оказывало вооруженное сопротивление. Министру иностранных дел Восточного Тимора Хосе Рамосу Орте вручили Нобелевскую премию мира. Против Индонезии ввели санкции. Однако ничего не менялось. В начале 1990-х разговаривал с Ортой в Стокгольме. Он сказал, что крах Индонезии неизбежен, потому что захватнические действия осуществляют только режимы, которые не имеют потенциала для развития. И действительно, через 20 лет после аннексии режим генерала Сухарто пал. Государство — в кризисе. Международное сообщество заявило о своем желании помочь, но при условии соблюдения международного права. Индонезийское правительство объявило референдум о независимости в Восточном Тиморе. 75 процентов участников проголосовали "за". Возможно, так случится и с Крымом.

Что может заставить Кремль отказаться от Крыма?

— Новое российское руководство вернет полуостров Украине, чтобы нормализовать свои отношения с внешним миром. Чтобы новый президент мог ездить на заседания Большой восьмерки. Чтобы Россия могла получать кредиты от международных финансовых организаций. Чтобы была партнером для Запада. Конечно, большинство россиян негативно воспримут возвращение Крыма, как индонезийцы негативно восприняли возвращение Восточного Тимора. Все, кто пожелает выехать с полуострова в Россию, выедут.

При каких условиях крымчане захотят вернуться в Украину?

— Нам нужно работать ради себя, а не ради крымчан. Сейчас полуостров — это оккупированная территория, и ее судьбу решает оккупант, а не население.

Нужно развивать Украину: демонополизировать экономику, сделать равные возможности для граждан заниматься бизнесом, прозрачно проводить госзакупки. Но даже если сделаем это все и значительно больше — рывка не будет, пока не закончится война.

2 года исполнилось 23 ноября телеканалу Эспрессо ТV, на котором Виталий Портников в последнее время вел видеоблог. К годовщине запускают новые телепроекты.

— Самым главным сюрпризом станет то, что мы выходим за рамки камерных студийных проектов. Запускаем большие форматы из студийного павильона. Настоящим событием станет возвращение в телеэфир "Политклуба Виталия Портникова", — говорит главред телеканала Василий Рябчук.

Пишет пьесу о любви

Виталий Портников родился в Киеве. Отец — экономист, работает директором магазина "Ткани" на Левом берегу в столице. Мать была адвокатом.

В 1985 году поступил в Днепропетровский университет на филологический факультет. После третьего курса перевелся на журналистику в Московский госуниверситет им. Ломоносова.

Писал для киевских и московских изданий. Вел информационно-политические программы на телеканалах СТБ, К1, ICTV, TВi. Пишет колонки для нескольких изданий в Украине, России и Израиле. Постоянный ведущий украинской службы "Радио Свобода". В прошлом году в январе из-за угроз российских спецслужб переехал в Варшаву. Вернулся в Украину после побега экс-президента Виктора Януковича.

В этом году планирует издать пьесу о любви в средневековой и современной Португалии. Разведен, детей не имеет.

Сейчас вы читаете новость «"Революция состоялась не против коррупции, а против несправедливости и отказа от евроинтеграции"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

6

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть