Ексклюзивы
четверг, 01 ноября 2007 16:13

"Премьером должен быть человек, который не будет идти на президентские выборы"

Автор: фото: Сергей СТАРОСТЕНКО
  Юрий Ехануров говорит, что если коалиционное соглашение с БЮТом полностью будет противоречить его взглядам, он откажется от депутатского мандата
Юрий Ехануров говорит, что если коалиционное соглашение с БЮТом полностью будет противоречить его взглядам, он откажется от депутатского мандата

На интервью с Юрием Ехануровим, 59 лет, его пресс-секретарь Валентин Мондриевский пригласил в кофейню "Каффа" неподалеку Киево-Могилянской академии на Подоле. Разговор задерживается — Ехануров общается с писателем Любко Дерешем. Просит прощения, приглашает садиться за свободный столик и немного подождать.

Через 10 минут э кс-премье р и писатель прощаются.

— Планируем популяризировать украинскую книгу на востоке Украины, сделать ее там востребованной, — рассказывает о разговоре с Дерешем. — У нас есть фонд Украина — ЮНЕСКО, который  может в этом помочь.

Перейдем к менее приятным вопросам? — предлагаем в шутку.

Накануне было заседание президиума партии "Народный союз "Наша Украина", где рассматривались предложения Еханурова относительно проекта коалиционного соглашения. Незадолго до этого он даже заявил, что некоторые его однопартийцы променяли программные принципы партии на кресла в будущем правительстве.

— Можете задавать любые вопросы. Я готов ответить. Но... — Юрий Иванович делает паузу, хитро улыбается. — Но мне еще не принесли кофе...

Насколько тяжелым был для вас вчерашний разговор на президиуме?

Ехануров берет какие-то бумаги, начинает их просматривать. Заказывает себе крепкий  "Эспрессо".

— Наш блок практически полностью согласился на предложения Блока Юлии Тимошенко. Мы достаточно внимательно проанализировали программу БЮТа "Украинский прорыв" и поняли, что там много сомнительных вещей. Меня это взволновало и побудило к тому, чтобы инициировать внесение изменений в коалиционное соглашение. Вчера на президиуме я снова попросил разъяснить — что же мы в конечном итоге подписали? Председатель партии объяснил, что статус подписанного текста коалиционного соглашения — проект. Это фактически протокол о намерениях. И когда мы начали говорить по сути, было заявлено, что в документ внесут изменения. Будет переговорный процесс. Предварительно я подал список вопросов, относительно которых нужно прийти к согласию. Вот сегодня в вашем присутствии подпишу эти письма к нашим переговорщикам. Меня в этом интересует одно: окажемся ли мы исполнителями этих... — Ехануров задумывается. — Самое мягкое выражение, которое могу употребить, — авантюрных предложений БЮТа? Это было бы неправильно. Возможно, стоит пойти на компромиссный вариант — участвовать в правительстве, но очень ограниченную. Скажем, взять должности министров внутренних дел, обороны, юстиции и иностранных дел. То, что является прерогативой президента. Все остальное отдать БЮТу. Пусть покажут людям, как они могут воплотить все это в жизнь.

Что именно вызывает у вас наибольшее невосприятие?

— В первую очередь обещания возвращения вкладов Сбербанка. Это просто обман. Второе — переход армии на контрактную основу. Третье — вопрос земли. Те коррупционные схемы, которые сейчас действуют, могут быть продолжены. Следующее — налоговая реформа. Я дал по всем вопросам развернутые предложения. То, что есть в проекте соглашения, считают неприемлемым для современного этапа развития страны.

И какие ваши предложения, скажем, относительно возвращения обесцененных вкладов?

— Я не собираюсь подряжаться под авантюрные предложения. От меня никаких рекомендаций не будет. Если речь идет о двух годах, то такие вещи даже не рассматриваются. Для этого нужно более длительное время. Если действительно думать о будущем страны, а не спускать его в унитаз.

А относительно армии?

— Я консультировался с военными — и наверху, и внизу. Они считают, что им нужно минимум два-три года, чтобы осуществить все мероприятия по переходу к профессиональной армии. Во-вторых, это ведь серьезные средства. Они сегодня не могут платить достойную зарплату контрактникам. Что же будет, если их станет больше? Порой у меня создается впечатление, что такая атака на армию ведется для того, чтобы освободить как можно больше военных городков и поделить эту собственность. Другого логического объяснения не вижу.

Дискуссия на заседании президиума "Нашей Украины" развеяла ваши подозрения относительно того, что кое-кто из ваших однопартийцев изменил программным принципам ради должностей?

— Прежде всего, очень благодарен всем за откровенный разговор. Воздаю должное моим коллегам — никто свои взгляды в тайне не держит. Но я понял, что они — политики. А я — нет, я просто государственный деятель. И этот выбор сделал давно. Думаю, мне от этого в жизни будет намного тяжелее. Все политики прагматичны, и нужно уважать их мнение. Но что тут думать, если это соглашение будет подписано в неприемлемом даже для среднего экономиста варианте...

Но вы лично можете не поставить под соглашением свою подпись.

— Посмотрим. Давайте не будем говорить заранее. Я даю свои предложения, готов публично говорить на эти темы. Особенно мне бы хотелось услышать мнение людей, которые являются для меня безусловным авторитетом. В первую очередь Виктора Пинзеныка.

А Сергей Терехин является авторитетом?

— Да, по всем вопросам. Кроме связанных с импортом. Светлая голова.

В интервью нашей газете Терехин заявил, что выплатить обесцененные сбережения за 2 года вполне возможно.

— Пусть расскажет — как. Покажет механизмы, сроки выполнения. Публично.

Он говорит, что это возможно через выпуск государственных облигаций.

— Хотел бы я увидеть... — Юрий Ехануров саркастически улыбается.

Кое-кто утверждает, что ваша позиция относительно коалиционного соглашения продиктована желанием занять должность вице-премьер-министра в будущем правительстве.

— Можно, я вам зачитаю? — Юрий Иванович берет у пресс-секретаря компьютер и ищет уже подготовленную формулировку. — Я хочу ответить коротко. А тут важной является формула.

Нужная цитата не находится.

— Давайте следующий вопрос, а потом вернемся, — предлагает Ехануров.

Ваша позиция является сугубо личной, это ли какое-то коллективное мнение группы людей внутри "Нашей Украины"?

— Я не встречал человека, который бы думал, что эти обещания можно осуществить. Таких просто нет. Но все они — политики.

То есть все понимают, что невозможно, но идут на это?

— Да. Это нужно уметь — так связать людей, что они думают, что это — безумие, но соглашаются.

Юрий Ехануров возвращается к вопросу ви це-премье рства в правительстве Тимошенко. В компьютере уже готовую его цитату так и не находит.

— Тогда пишите так, как сейчас скажу, — говорит политик. — Единственным условием моего участия в работе коалиционного Кабмина будет профессиональный характер рабочей команды. А участвовать в группе по интересам или клубе популистов не собираюсь. Таким образом, в правительстве Юлии Тимошенко я не буду работать ни при каких обстоятельствах. Все.

После ваших заявлений Тимошенко пыталась с вами контактировать?

— Нет. Собственно, у меня к ней никаких претензий. Она гениально воплощает в жизнь все, что хочет.

Но разве встреча между вами не была бы при нынешних обстоятельствах естественной?

— Это если бы были проблемы, которые подлежат компромиссу, и которые можно было бы обсуждать. А тут нечего обсуждать.

Если ваши предложения так и не будут учтены, для вас будет стоять выбор — ставить подпись под коалиционным соглашением или нет?

— Если это будет полностью противоречить моим взглядам, то я не пойду в парламент. Это ясно. Тут вопрос в том, где лучше отстаивать свои взгляды.

Какими вы видите итоги деятельности правительства Виктора Януковича?

— Пусть закончится год — тогда и оценим. То, что было заложено перед выборами, еще даст о себе знать в четвертом квартале. Поэтому возможно серьезное влияние этого правительства и на показатели октября — декабря.

В нынешней дороговизне виновато правительство?

— Начало было заложено в прошлом году, в сентябре–октябре кризисом по экспорту зерна. Я еще тогда в декабре говорил о 12 процентах инфляции в 2007-м — так оно и будет. Хочу напомнить, что, будучи премьером, в конце сентября 2005 года я подал в Верховную Раду документ с прогнозом роста экономики в 2006-ом на уровне семи процентов. Говорили, что мы безумцы, фантазеры. А она таки выросла на 7,1 процента. В декабре сделаю следующий прогноз.

Каковы самые большие поствыборные риски для украинской экономики?

— Почему-то никто не обсуждает вопроса, который в ближайшее время должен стать ключевым. Конституционный суд вынес решение, что нельзя приостанавливать действие любых законов, определяющих льготы для населения. А цена вопроса — десятки миллиардов гривен. Если к этому добавить обязательства политических сил, создающих коалицию, то выходит несколько бюджетов. И эта проблема встанет в полный рост перед будущим правительством. К сожалению, никто не думает, как юридически выйти из этой ситуации. Все мысли — о креслах.

Еще одно, что можно назвать риском для Украины, но в то же время и большим шансом. Это — мировой рост цен на продовольствие. Это бьет по карманы каждого из нас. Но и открывает возможности для страны, которая может стать экспортером продовольствия. И будущее правительство могло бы это использовать. Могли бы освободить от налогообложения инвестирование в агропромышленный комплекс на несколько лет, поймать в свои паруса этот мировой ветер. Но при нынешней популистской политике это одна из невыполнимых идей.

Можно ли надеяться на рост инвестиционной привлекательности Украины?

— Полтора месяца назад я встречался с инвесторами из пяти стран. Это были очень откровенные разговоры. Их волнует, когда будет сформирован рынок земли, принят закон о деятельности акционерных обществ, стабильное налоговое законодательство, будет ли ревальвация гривни, кто будет главой Нацбанка и будет ли он независимой от политики фигурой и тому подобное. Они очень много знают о нашей стране. Кто что может лоббировать и так далее — с конкретными фамилиями. Варианты и риски уже просчитаны. Украина определена Мировым банком как одна из приоритетных стран для вложения инвестиций в следующие три года. Все ожидают окончания политической игры.

Вопросы, которые тревожат инвесторов, во многом перекликаются с вашими предложениями относительно изменений в проекте коалиционного соглашения...

— Я же еще преподаю в университете инвестиции. Это мое, профессиональное... Но относительно экономики, хотел бы сказать следующее. Будет очень досадно, если мы превратим правительство или Верховную Раду в подразделения штабов кандидатов в президенты Украины на следующих выборах. В стране опять не будет реформ. Мы потеряем еще два года на предвыборные обещания. Поэтому хотелось бы, чтобы премьером был человек, который заявит, что не идет на президентские выборы. Тогда у Украины будет надежда. Иначе — нет.

Интервью заканчивается. Юрий Ехануров просит выключить диктофон. Еще с полчаса разговариваем. Кроме прочего, он восторженно рассказывает о Днепропетровщине, где был губернатором — ее особой энергетике, тамошних бескрайних степях, подсолнечных полях.

Приезжает помощник, привозит письма Еханурова к участникам переговоров с БЮТом от "Нашей Украины—Народной самообороны". Он подписывает письма в кофейне. Первое — председателю "Нашей Украины" и политсовета НУ-НС Вячеславу Кириленко. Копию письма дает " ГПУ".

— Все равно потом экземпляры раздадут журналистам, — говорит.

1948, 23 августа — Юрий Ехануров родился в селе Белькачи Учерского районя Якутской ССР
1967 — окончил Киевский строительный техникум
1973 — окончил Киевский институт народного хозяйства
1974 — директор завода железобетонных изделий треста "Киевгорстрой-4"
1993 — заместитель министра экономики
1994 — председатель Фонда Госимущества
1997 — министр экономики
1998, 2002, 2006 — избирался народным депутатом Украины
1999 — первый вице-премьер-министр
2005 — глава облгосадминистрации Днепропетровской области
2005 — премьер-министр Украины
2007 — избран народным депутатом на досрочных выборах по списку блока "Наша Украина — Народная самооборона"

Сейчас вы читаете новость «"Премьером должен быть человек, который не будет идти на президентские выборы"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть