"Хотя при Ющенко и Тимошенко был конфликтный политический режим, но государство было сильнее, чем в настоящий момент, — говорит директор Института глобальных стратегий 54-летний Вадим Карасев. — У страны был четкий курс, внешние приоритеты, идеология. С языком было все ясно. Сегодня наоборот. Режим якобы сильный, но государство слабое. Потому что патриарх Кирилл разъезжает по стране, как по своим владениям. Владимир Путин ездит как к себе домой".
С Вадимом Юриевичем встречаемся в офисе его института. Он занимает квартиру старого дома на столичной ул. Горького. В конце июня Карасев вступил в партию Единый центр экс-главы ющенковского Секретариата президента Виктора Балоги. Говорит, что хочет попасть в команду, в которой сможет что-то сделать и где будет на передовых позициях.
— Создается впечатление, что Янукович президент, который пришел подштопать, подштукатурить. Без миссии, без идеи, — продолжает. — В настоящий момент очень нужен новый этап реформ. Но разве Янукович — реформатор? Где эти реформы? Они не знают, как их делать. При жизни привыкли только что-то делить, сидеть на жирных бюджетных местах. А вы, граждане, как хотите, так и выживайте. Партия регионов проводит политику демонтажа социального государства.
К чему может привести такая политика?
— Когда люди полностью разочаровываются во власти и оппозиции, они или становятся пассивными или восстают.
Когда наступит критическое разочарование властью?
— Никто ею и не очаровывался. Люди думали: может, что-то выйдет у этой власти, может, что-то сделают. Теперь видят, что ничего не выйдет. Обещали социальные стандарты, дешевый газ. А их нет. Сказали, что стабильность — это наша священная корова. И где она? В Партии регионов идет внутренняя борьба разных групп. Цены нестабильные — тарифы на газ будут повышать дважды.
Властная команда убеждает, что работает без внутренних конфликтов. Другие доказывают, что во власти разные группы ведут ожесточенную борьбу за доминирование. Что в действительности там происходит?
— Конфликты у новой власти такие же, как и у бывшей. Тогда они были публичными, а теперь
скрытые. В Партии регионов происходят постоянные столкновения между группами Бойко-Левочкина и Клюева-Колесникова. Но пока реальной оппозиции нет, они спокойно могут решать эти вопросы в кулуарном режиме.
Как повышение цен на газ повлияло на позиции Партии регионов?
— Рейтинг пошел вниз.
Что "регионалам" нужно сделать для исправления ситуации?
— Они сами до конца не знают. Надеются на то, что сочетание административного и финансового ресурсов даст возможность заглушить голоса недовольных и раздавить оппозицию.
Будет ли отставка правительства Николая Азарова осенью?
— Янукович понимает, что Азаров стабилизатор, а не реформатор. Он нужен на короткий срок. Но кем его заменить? Назначить премьером Клюева, так группа Бойко обидится. Если Колесникова — то усилится Ахметов и обидятся остальные. А продуцировать оскорбленных в политике нельзя. Значит, нужен в премьеры кто-то другой. Какой-то европейский парень. Такого будут искать.
На что в состоянии эта власть?
— Она уже выполнили свою главную функцию — не допустить к власти Тимошенко. Спасибо им, потому что никто не знает, что бы нас ожидало.
Если Партия регионов победит в большинстве местных советов, как это повлияет на позиции Юлии Тимошенко?
— Она уже не является опасным оппозиционером. У Тимошенко нет ничего нового, никаких свежих идей людям не скажет. Уничтожать ее власти не нужно. Партия регионов побоится той оппозиции, которая еще может появиться. Поэтому будут ее давить везде.
Пока мы видим, что старые политики себя отжили, а новые не появились. В этом плане Януковичу повезло — он выиграл президентские выборы на противостоянии внутри "оранжевых". Он выиграл, потому что они проиграли.
Новыми подносят себя Сергей Тигипко, Арсений Яценюк.
— Тигипко новый? Он с 1990-х! Люди получили "просроченный товар".
Яценюк — новый. Но где новые идеи в его избирательной кампании? Делает заявления, что нужно запретить экспорт зерна, чтобы иметь продовольственную безопасность. В России это сделали, когда-то Юля так делала, — чтобы держать цены на хлеб. Но как такое может предлагать человек новой формации? Ведь в Украине 70 частных компаний, которые экспортируют зерно и имеют заключенные контракты. Получается, мы им говорим: "Ребята, уходите. Нам главное — финансовая стабильность". Выходит, они никто. Как же право частной собственности? Будут ли после такого инвестиции в сельское хозяйство? И это предлагает "новый" человек Яценюк. Чирикнул, дал знать, что он еще жив.
Что будет дальше с Тимошенко?
— Против нее копают, чтобы снизить финансовые потоки. Если не будет денег, то не будет сильной команды и оппозиции.
Заставить Тимошенко выехать из страны не смогут — ей незачем бояться. Товарищ Путин ее не тронет. Это не значит, что Россия ее контролирует или она на связи с Москвой. Но в любой беседе с украинскими политиками российские руководители могут дать понять, что они не сторонники криминального преследования Тимошенко. И все, намек понятен. Ей позволят получить от 10 до 15 процентов голосов. И она будет сдерживать Януковича.
Зачем Москве сдерживать Януковича?
— В России не хотят, чтобы Украина превратилась в Беларусь, а Янукович — в Лукашенко. Янукович хотел бы, но, к сожалению, не сможет.
Лукашенко — модель авторитаризма и независимости. Он оберегает Беларусь от Запада и России. Лукашенко пришел к власти в середине 1990-х, когда экономика была неприватизирована. Он ее, в отличие от Януковича, приватизировал и полностью контролирует. Беларусь — индустриальная страна с фабрично-заводской структурой общества, которой легко руководить. Люди дисциплинировано живут от гудка к гудку. В Украине такой только Восток. Это избиратели патриарха Кирилла и Владимира Путина, которые говорят: "Мы должны быть в России и сделать русский язык главным". Если Янукович будет делать что-то типа Лукашенко, то этих избирателей могут от него отвернуть промывкой мозгов российским телевидением. А на Западе страны Янукович сторонников не получит.
На сегодня демократия в Украине на руку России. Они используют ее, чтобы наказывать украинских политиков с помощью настроений электората на Востоке. Президент полностью зависим от своих избирателей и России. Учитывая это, появление прогрессивного авторитарного режима Януковича, возможно, было бы к лучшему.
Весной снимает номер в гостинице "Ялта-Интурист"
— Я никогда летом не не отдыхаю, потому что на море жарко и много людей, — говорит Вадим Карасев. — В конце апреля — в начале мая с женой ездим на пять-шесть дней в Ялту. Снимаем полулюкс в гостинице "Ялта-Интурист". В низкий сезон это стоит 500 гривен в сутки. Просыпаемся до шести утра, пьем кофе на красивом пейзаже. Говорят, Крым "советский". Это от депутатов попахивает "радянщиной". А Крым — уникален. Там хвоя, горы. Море лучше, чем в Испании.
Жена Карасева заведует кафедрой в Харьковском университете. У дочки сеть магазинов одежды в Харькове.
Работал с Кучмой и Ющенко
Вадим Карасев в 22 года пошел преподавать политологию в Харьковском государственном университете:
На
четвертом-пятом курсах сидели студенты моего возраста. Я стеснялся приходить неподготовленным, поэтому лекции писал по ночам. Тогда, в конце 1980-х, идеология менялась, учебников не было. На экзаменах студентов не по билетам спрашивал, а сам расспрашивал. Хотел видеть, как они мыслят.
В 1996 году переехал в Киев, работал советником нардепа Владимира Семиноженко. Был среди основателей Национального института стратегических исследований. Как консультант принимал участие в президентской кампании Леонида Кучмы. Впоследствии работал с Партией регионов, партией Инны Богословской "Виче", президентом Виктором Ющенко.
Возможно, в этом году пойду преподавать в Киево-Могилянскую академию, — говорит Карасев. — Преподавать — это классно! Студенты — это
подпитка, молодая энергетика.
Комментарии
8