Предвыборная кампания 2012-го по своим лозунгам существенно отличается от предыдущих, считает 31-летний Отар Довженко, медиаэксперт, преподаватель Школы журналистики Украинского католического университета.
- В нынешней кампании практически нет предвыборных обещаний. Их заменило что-то другое. Например, у Королевской: "Тысяча евро зарплаты и 500 евро пенсии - это норма для Украины". То есть она не обещает обеспечить такие зарплаты и пенсии - она говорит, что в принципе не возражает. А Партия регионов единственное, что обещает: теперь от стабильности будем двигаться к благосостоянию, не понятно, правда, - кого. Разве у Кличко есть практические вещи: "Проведем люстрацию", "Устроим налоговые каникулы".
Когда-то перед выборами кандидаты обещали, а потом не выполняли. Теперь решили: если все равно никто не собирается ничего делать - то можно и не обещать. Это признак почти окончательного разложения украинских политиков - они уже даже солгать нормально не могут.
Не раз замечал языковые подтасовки на мажоритарном уровне. В моем 115-ом округе во Львове самый активный кандидат - Дмитрий Добродомов, генпродюсер местного телеканала ЗиК. Его конкурент - Михаил Хмиль, единый согласованный кандидат. Когда стало ясно, что этого не достаточно - у него за три недели до выборов появился лозунг "Выбирай украинцев".
Добродомов - русская фамилия, с которой во Львове не так легко добиться успеха. Прямо Хмиль не говорит: "Мой конкурент - кацап, потому голосуйте за меня", - но очевидно, что это имеется в виду.
Заметно, что некоторые политики работают с тренерами. Те учат их держаться на публике и говорить слова-зацепки, созвучные с ценностями аудитории и вызывающие позитивный всплеск. Например, в зале сидят голодные люди. Выходит политик и начинает рассказывать о демократии, свободе - аудитория безразлична. Вдруг он говорит: "Все мы, конечно, сейчас хотели бы поесть вкусный мамин борщ с галушками", - у собравшихся сразу начинает выделяться желудочный сок, люди расцветают - потому что действительно всем этого хотелось бы. Если хорошо представлять ценности тех, к кому обращаешься - будешь иметь отклик. Это хорошо видно по шкале поддержки на шоу Савика Шустера. Вот человек говорит вроде хорошие, правильные вещи, но как-то коряво, необдуманно - его поддерживают всего 10 процентов. Выходит другой, и несколькими фразами добивается 90 процентов "за". Потому что употребил какие-то слова, которые вызвали мгновенный позитивный отклик. Этим немногие владеют.
Янукович выезжает за счет другого: люди постоянно сталкиваются с такими, как он. Интеллигентный Яценюк в очках не близок большинству по типажу, по мировоззрению. Тимошенко - тоже. Она нравится "как женщина с косой", но у абсолютного большинства нет такой матери, соседки или учительницы в школе. А такие как Янукович - есть. Все знают подобного завгара, начальника цеха, водителя маршрутки - который плохо говорит, привык полагаться на кулаки, а не на слова. Многим это симпатично, они понимают, как с такими общаться. В этом же была причина успеха Буша-младшего: простоватый, все его ляпы играли ему на пользу. Вот Янукович путает Словению и Словакию - а кто не путает? Политтехнологи давно заметили, что Виктора Федоровича не надо ограничивать в оговорках, потому что сказанные им глупости ему не вредят. Значительно лучше, если люди будут смеяться над его "Анной Ахметовой" или "курасаном" вместо круассана, чем будут задумываться над тем, что президент засекретил процедуру тендеров. А там между своими распределяют десятки миллиардов гривен.
Комментарии
5