По улице Трехсвятительской к столичному Украинскому дому подъезжает автобус с 30 "беркутовцами". В 21.40 в среду еще столько же уже дежурят возле здания. Там вторые сутки протестуют против принятия закона "О принципах государственной языковой политики".
— Боится нас власть. Втихаря присылает "Беркут", когда уже стемнело, — говорит один из протестующих, лет 60.
Включают украинские песни из динамиков на крыше белого микроавтобуса "фольксваген", припаркованного возле ступенек. Там стоят и сидят с полтысячи людей. У большинства — сгоревшие от солнца лица и руки. Видно, что уставшие. Держат флаги с символикой Объединенной оппозиции, "УДАРа" Кличко. Время от времени к микрофону выходят желающие и зачитывают стихи.
На белых пластиковых стульях сидят нардепы-"нунсовки" Ксения Ляпина и Лилия Григорович. О чем-то разговаривают. Рядом на раскладушке лежит их однопартиец Иван Стойко. Они не едят вторые сутки, как объявили голодовку.
Около центрального входа в Украинский дом стоит деревянный щит. На нем портрет президента Виктора Януковича. Рядом — лоток с яйцами. Разглядеть изображение подходит мужчина лет 20 в синей футболке с логотипом "Свободи". Замечает яйца, берет одно, отходит на 2 м и бросает в щит.
— На тебе, гарант. Вот если бы так еще и в реальности, — смеется.
К изображению подходят еще четверо. Бьют так сильно, что желток разлетается в разные стороны и брызгает на сложенные рядом вещи. Из-за этого швыряние прекращают.
В 21.45 появляется "нунсовец" 44-летний Вячеслав Кириленко в серой футболке и джинсах. Люди спрашивают у него, где лидер "Фронту змін" Арсений Яценюк.
— Ребята устают, нужно менять друг друга, — объясняет.
Неподалеку на ступеньках с флагом на плечах сидит Иван Орженко, 73 года. Смотрит на политиков и криво улыбается.
— Хорошо, что так называемые политические лидеры не подходят к микрофону и не произносят свои тупые речи. Скучно уже от них, потому что каждый раз одно и то же, а результата нет. Пусть учатся у "регионала" Чечетова. Тот красиво сказал, что развел оппозицию, как котят. Не только их, но и украинский народ, — мужчина поднимается и идет в толпу.
Через час подходит лидер "Свободи" Олег Тягнибок, 44 года. Его обступают однопартийцы.
— Все это началось со "Свободи", — тихо говорит Олег Тягнибок. — Подняли киевскую ячейку, чтобы блокировать прессуху Януковича. А пацаны из оппозиции сразу тут как тут, а "Свобода" типа и ни при чем.
К Тягнибоку пытается протесниться мужчина лет 60.
— Почему не пускаете? У нас же демократия. Я хочу послушать, — возмущается.
— А у нас совещание, не мешайте, — отвечает кто-то из "свободовцев".
В полночь с протестующими здоровается лидер партии "УДАР" 41-летний Виталий Кличко.
— Как только начинаются выборы, политики используют языковой вопрос, чтобы отвлечь от проблем, которые действительно есть: безработица, высокие цены, мизерные пенсии, низкие социальные стандарты, — говорит на русском. — Социология свидетельствует, что языковой вопрос находится на 31-ом месте. То есть он не актуален, но политики продолжают раскалывать общество.
К часу ночи протестующих уменьшается вдвое. Часть оставшихся укладываются спать. Кладут покрывала на землю или подстилают газеты. Другие ходят, делают зарядку, чтобы не заснуть. Из динамиков громко раздается музыка.
— Подъем, вставайте быстро! — кто-то кричит в 4.40.
Люди бегут к центральному входу. Его уже заблокировала шеренга из 20 стражей порядка в черной форме. На спинах написано "милиция". Имеют защитные наколенники и налокотники. В руках держат каски.
— Это кто такие? Где погоны? Где жетоны? Это не милиция, а какая-то армия из Московии. Ребята, вы из какой области? Из Оренбургской? Или из Донецкой в Киев на повышение приехали? — спрашивает один из "свободовцев".
Те стоят молча. Подходит 51-летний Иван Стойко. Он бледен.
— Должны оказать уважение народному депутату и вызвать вашего главного, — спокойно говорит. — Нам здесь сказали, что вы стали из-за нарушения нами внутреннего порядка. Что мы нарушили?
Через несколько минут шеренга стражей порядка двигается от дверей.
— Позор! — кричат протестующие.
— Чувствую себя я так себе, — говорит Иван Стойко. — Лишь бы не хуже. Голова болит, слабость по всему телу. Однако Бог помогает.
В четверг, 5 июля, продолжают голодать девять нардепов-"нунсовцев" Ксения Ляпина, Ярослав Кендзер, Лилия Григорович, Вячеслав Кириленко, Владимир Мойсик, Николай Кульчицкий, Зиновий Шкутяк, Иван Стойко и Андрей Парубий.
Комментарии
10