11 мая на Донбассе сепаратисты провели псевдореферендум. Говорят, в нем приняли участие почти 80% жителей региона. Из них 96% высказались за независимость Луганской народной республики и 89% — Донецкой народной республики.
Украинская власть не признала результаты опроса. -Организовывать его не имели права, говорит премьер-министр Арсений Яценюк.
Представители ряда стран-членов Евросоюза, США и Япония заявили, что результаты незаконных референдумов признавать не будут.
В Кремле зато "уважают" выбор жителей Донецкого и Луганского регионов.
Еще до начала опроса силовики задержали двух сепаратистов, которые везли в машине 100 тыс. заполненных бюллетеней с отметкой в поддержку самопровозглашенных республик.
На следующий день, 12 мая, террористы из минометов обстреляли телебашню в Славянске, где базируются бойцы Нацио¬нальной гвардии. Один военнослужащий ранен. 13 мая близ села Октябрьское Краматорского района Донецкой области боевики устроили засаду и расстреляли колонну десантников. Уничтожили два бронетранспортера. Погибли семь украинских воинов, девятеро ранены.
По итогам псевдореферендума, Донецкая народная республика провозгласила себя суверенным государством. Временное правительство обратилось к Москве, чтобы присоединиться к России. А нардеп-"регионал" Олег Царев объявил о создании на Донбассе независимого государства — Новороссии. Попросил о ее вступлении в Таможенный союз.
Донецкая народная республика ввела санкции против президента США Барака Обамы, немецкого канцлера Ангелы Меркель и верховного представителя ЕС по вопросам безопасности Кэтрин Эштон. Им не позволят въезд в регион до сентября.
Луганские боевики запретили продавать американские напитки "Кока-кола" и "Пепси" и деятельность сети ресторанов быстрого питания "МакДональдс". "В случае продолжения работы ресторана "МакДональдс" в Луганске, его здание будет уничтожено без угрозы жизни клиентов и сотрудников", — написано в распространяемых по городу листовках.
О решении проблем на Донбассе и деятельности центральной власти рассказывают эксперты.
Александр Палий, 39 лет, ¬политический эксперт:
– В настоящий момент Донбасс является больше проблемой, чем достижением. Это большая социальная рана. Нужно заставить олигархов, которые контролируют там промышленные предприятия, подключиться к урегулированию ситуации. В частности, Рината Ахметова. Сказать: если убивают одного гражданина, у вас забирают предприятие на территории Украины. Безопасность людей и состояния олигархов должны быть жестко связаны.
Нужно говорить с жителями Донбасса. Им следует озвучить цифры: в прошлом году из 12,5 млрд долларов экспорта из Донецкой области только 20 процентов пошло в Россию. Товарооборот Луганской области с россиянами упал на 30 процентов. Такое происходило еще при Януковиче. Если Донбасс перестанет продавать продукцию в Европу и в Украину, почти все предприятия остановятся. Ни зарплат, ни пенсий не будет.
К защите правопорядка нужно привлечь местных патриотов – раздать им оружие. Как можно быстрее полностью перекрыть границу с Россией. И ввести визовый режим. Нормального общения с ними все равно не будет.
Владимир Цибулько, 49 лет, ¬политолог:
– Власть должна урегулировать ситуацию в Донецкой и Луганской области не через областные государственные администрации, а с каждым городом отдельно. У каждого из них – свои проблемы, потому правительство может предложить им разные программы, чтобы города нашли себя в новой структуре экономики.
Власть в Киеве сейчас временная. Громады Донецка и Луганска не говорят с ней о долговременной перспективе. Начнут делать это, когда увидят: есть президент, генпрокурор, заработала судебная система.
Донецкая элита требует преференций от власти. Но Киев тоже имеет инструмент запугивания. Если местные феодалы поддерживают бандитов, нужно организовывать санкции для их бизнеса – добавить в список Евросоюз и США. Запад на это согласится, если руководство Украины объяснит причины.
Если выборы президента состоятся в один тур, российские террористы покинут нашу территорию еще до конца мая. Останутся местные придурки, которые предстанут перед судами.
Виктор Небоженко, 61 год, директор социологической службы "Украинский барометр":
– Сепаратисты не будут подчиняться ни украинской, ни российской власти. Нестабильность на Донбассе будет продолжаться два-три года. Любой конфликт со временем выгорает. Видели такое, например, в Афганистане. Люди будут погибать с обеих сторон. Но наступит момент, когда стороны устанут. Места нынешних лидеров займут более умеренные. И начнется переговорный процесс.
Михаил Басараб, 37 лет ¬поли¬толог:
– Наличие политической воли – это главный гарант возвращения украинского суверенитета на территории Донбасса. Кадровое и техническое обеспечение армии есть. Но их нужно правильно применить.
Ситуация может урегулироваться после президентских выборов. Но если новый глава государства пойдет путем длительных переговоров с Путиным, то Украина потеряет Донбасс. Нужна решительная защита своей территории, ликвидация бандформирований и жесткая позиция в переговорах с Москвой, Евросоюзом и США. Только это остановит Путина.
125 заложников взяли с начала беспорядков на Востоке сепаратисты. Об этом сообщил Николай Гошовский, заместитель генпрокурора. В Луганской области боевики завладели более, чем 2 тыс. единиц оружия. Стражи порядка имеют доказательства присвоения материальных ценностей — от денег до нефтепродуктов.
Комментарии