пятница, 19 апреля 2013 10:00

"Остановите работу государственных администраций на месяц — ничего не случится"

Автор: фото: Игорь Хомич
 

У нас местное самоспасание, а не самоуправление. После того, как из Киева прислали контрольные цифры нынешних бюджетов, мы поняли — не выживем, — говорит 49-летний Василий Абаимов, исполнительный директор Львовского регионального отделения Ассоциации городов Украины.

Долго искали вход в подъезд №5 на ул. Генерала Чупринки во Львове. Там старые ободранные двери без ручки, затертые ступеньки. В офисе отделения Ассоциации городов прохладно — экономят газ. Абаимов включает обогреватель. Шкафы и столы старые. Подоконник и пол заставлены вазонами. Василий Петрович на электрочайнике заваривает зеленый чай.

Города становятся банкротами. Все средства забирают в государственный бюджет, — говорит. — В 2003 году казначейства не перечисляли деньги на счета городов, так все они в один день перестали проплачивать счета государству. Один день — и в правительстве была такая паника, какой я не припоминаю.

Сегодня такое можно сделать?

Нет. Это сразу, — показывает пальцами "решетку". — Единственный город в Украине, который не кинулся принимать продиктованные цифры, — Рава-Русская на Львовщине. Мэр Ирина Верещук обратилась к нам. Мы взяли эксперта из Львовского горсовета, скорректировали цифры и отправили обращение в Жолковскую районную государственную администрацию. Те пошли на уступки, увеличили доходную часть города. Конечно, не намного. Но это хоть какой-то шаг.

Был в Козине под Киевом (сотка земли стоит от $10 тыс. — "ГПУ"). У власть предержащих заборы по 6 метров высотой, но утром их охранники берут мусор в машины и везут в Киев к первому же мусорнику. Не потому, что там бестолковый сельский председатель: сельсовет не может купить автомобиль, который будет отвозить мусор.

Из Киева не видно, что нужно сделать в Жидачеве, Моршине. Мы предлагаем все налоги, которые поступают в государство, делить хотя бы 50 на 50. А у нас забирают 90 процентов, — Абаимов хватается за голову. — Когда-то нас спасал транспортный налог. Половина его оставалась в селе, городе. Из этих денег совет мог планировать ремонт дорог. В моем Добротворе на восемь тысяч населения это было 60 тысяч гривен в год. Этот налог отменили в 2010-м, — Василий Петрович жестикулирует и размахивает руками.

Как городам оставаться на плаву?

Никак. Мэр одного пограничного городка собрал как-то местных работников таможни и говорит: "Вы же здесь живете, давайте скинемся, сделаем дороги". Так и сделали. Спустя некоторое время пришли люди в погонах и спрашивают: "А где ты взял деньги на ремонт? Коррупцией занимаешься?". Еле отбился. С тех пор он зарекся по доброй воле что-то делать. Председатель же не может знать все законы, чтобы их не нарушать. В больших городах при советах есть юрист, который смотрит распоряжения мэра. А у сельских председателей юристов нет. Поэтому по статистике наибольшие "коррупционеры" — это сельские председатели.

Мэр — неблагодарная работа. Например, в райцентре три руководителя: глава райгосадминистрации, глава райсовета и мэр. Когда нашли мусор в городе, виноват мэр. А если что-то хорошее, то это "работа главы администрации". Главу администрации назначает единолично президент. А дальше тот согласовывает прокурора города, руководителей государственных предприятий, милиции, санстанции. Кого они потом слушают? Конечно, не мэра.

В чем функции областных и районных государственных администраций?

Остановите работу областной администрации на месяц — ничего не случится. Остановите районной — ничего. А закройте горсовет, что будет? Станет хозяйство: ни воды, ни тепла, не вывезут мусор, транспорт не будет работать. Зайдите в городской совет — увидите движение, беготню. А в облгосадминистрации — тишина. На входе еще и охрана спрашивает, кто и зачем пришел.

Тогда почему политики так стремятся стать мэрами?

От незнания. Мэры — это преимущественно люди, которые действительно хотят что-то делать. Они обещают избирателям и то, и се. А когда садится в кресло, к нему приходит бухгалтер и рассказывает, что денег нет и не планируется.

Абаимов идет на перекур. В коридоре затягивается "Мальборо". Потом ведет в соседний кабинет. Показывает на стене гербы городов Львовщины. Такие же на флажках на столе. Говорит, здесь устраивает совещания.

Из чего состоит бюджет города?

Доходная часть — это 25 процентов налога с физических лиц. Остальное идет в Киев. В городах областного значения остается 100 процентов, но эти средства должны идти только на зарплаты бюджетникам. Плюс поступает земельный налог, экологический. При этом деньги с экологических сборов идут только на решение экологических вопросов. То есть на канализацию можно, а уже на водоснабжение — нет.

В расходной части бюджета основное — зарплата бюджетникам, плата за энергоносители, обслуживание водоснабжения, вывоз мусора. Если еще что-то останется, это называется "бюджетным пирогом". Его разрезают на мелкие куски — на дороги, водопровод, еще что-то.

На последний квартал этого года работники бюджетной сферы городов не обеспечены зарплатой. Одновременно увеличиваются расходы на Генпрокуратуру — на 29 процентов, Службу безопасности — на 24, Минюст — на 13, МВД — почти на шесть процентов. Выходит, власть чего-то боится.

В чем города ограничат больше всего?

В сфере жилищно-коммунального хозяйства не хватает 12 миллиардов гривен.

Дефицит государственных финансов решают за счет городов. Изъятия из местных бюджетов в государственный выросли на 45 процентов. Для примера: у Днепропетровска в этом году заберут 150 миллионов гривен против 39 в прошлом году, — читает статистику. — В Запорожье — 200 миллионов против 125, в Сумах — 27 против 3,9. У Львова заберут 91,2 миллиона против 50 в прошлом году.

В Киеве 50 процентов налогов с доходов физических лиц направят в госбюджет. И это впервые превратило столицу из донора в дотационный город.

Правда, что власть финансирует регионы, к которым относится благосклонно?

На развитие территорий выделили 1,34 миллиарда. Почти половина этой суммы направлена на Донбасс: 400 миллионов в Донецкую область, 218 — Луганскую. 140 миллионов пошло на избирательный округ Владимира Литвина в Житомирской области. В то время в Киев направлено 11 миллионов, на Винницкую область — 2, Волынскую — 9, Черновицкую и Хмельницкую — по 5, Ивано-Франковскую — 8. Вообще не выделили средств Закарпатской, Николаевской, Полтавской, Тернопольской, Херсонской, Черкасской областям. Идет отплата тем регионам, которые "правильно" проголосовали.

Хотя Донецкая область действительно нуждается в развитии. Из-за большого количества предприятий она много отдает в госбюджет.

Какие три вещи должна сделать власть, чтобы на местах стало легче дышать?

Первое: провести административно-территориальные реформы. Села физически исчезают с карты страны, поэтому нужно укрупнять административные территории.

Второе: упростить систему власти — ликвидировать бывшие советские райкомы и обкомы партии, которые сейчас превратились в районные и областные государственные администрации.

Третье: уменьшить количество депутатов на местах. В городском совете Москвы их 35, Нью-Йорка — 11. Для чего 90 депутатов Львовскому горсовету?

500 пластинок, кассет и дисков собрал Василий Абаимов. Он — поклонник рок-групп "Лед Зеппелин", "Дип Перпл", "Квин".

Трижды избирали поселковым председателем

Василий Абаимов родился в поселке Добротвор в Каменка-Бугском районе на Львовщине. Закончил Львовский и Харьковский политехнические институты, Академию государственного управления, Национальный университет налоговой службы. Работал инженером на Добротворской теплоэнергостанции "Западэнерго". С 1998 года — мэр Добротвора. Его избирали трижды подряд. В поселке живут работники местной тепловой станции.

Я был в одном лице — председатель, заместитель, водитель, экономист, юрист, дипломат, психолог и психотерапевт, — вспоминает Абаимов.

Увлекается творчеством Николая Гоголя и Антона Чехова. Любимое произведение — рассказ Чехова "Лошадиная фамилия".

Жена Валентина работает врачом-гинекологом. Детей не имеют.

Сейчас вы читаете новость «"Остановите работу государственных администраций на месяц — ничего не случится"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

17

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть