Во двор киевского офиса "Батькивщины" заезжает грязный внедорожник "рендж ровер". Из переднего сидения встает охранник.
- Я бы попросил вас не снимать, - говорит фотографу, кивая на автомобиль.
Из машины выходит один из лидеров "Батькивщины" нардеп Александр Турчинов, 48 лет. Заходит в здание. В среду он приехал на пресс-конференцию, которую должен был провести с руководителем фракции "Батькивщина" Арсением Яценюком. Должны были говорить об отказе спикера парламента Владимира Рыбака назначать внеочередную сессию на 30 или 31 января, чтобы оговорить новые обвинения Юлии Тимошенко в заказе убийства депутата и предпринимателя Евгения Щербаня. Для этого оппозиционеры собрали 158 подписей. Из них семь - в Верховной Раде признали недействительными, а 11 подписавшихся - за рубежом. Всего нужно 150 подписей. Яценюк на пресс-конференцию не приехал.
Турчинов заходит в зал. Собрались 40 журналистов. Несет свернутую в трубку светло-зеленую папку. Садится за стол. Перед ним - с десяток микрофонов.
- Состоялось совещание руководителей оппозиционных сил, на котором было решено в четверг на 10.00 созвать собрание оппозиционных депутатов, - рассказывает. - Мы призываем тех депутатов, которым не безразлична судьба Украины, участвовать в этом собрании. Там будет принято решение, как будем действовать в пределах парламента, исходя из положений Конституции, закона о регламенте Верховной Рады. Затронем вопрос о высказывании недоверия не только генпрокурору, но и председателю Верховной Рады. Он отказался исполнить свою конституционную обязанность - созвать сессию. Никаких оснований для ее срыва и непроведения не было. Виктор Янукович не дал разрешение на ее проведение. "Регионалы" не хотят, чтобы общество знало правду об убийстве сотен бизнесменов не только в Донецкой области, а также, чтобы стало известно о преступлениях против политзаключенных Юлии Тимошенко и Юрия Луценко.
В зал заходит адвокат Сергей Власенко. Становится в дверях. Несколько минут слушает Турчинова и выходит. Тот выступает еще 5 мин.
- Рыбак заявил, что на внеочередную сессию придется потратить 3,5 миллионов гривен. Действительно ли нужны такие средства? - интересуются журналисты.
- Единственные расходы в случае проведения сессии - это электроэнергия для освещения зала, - хмурится Турчинов. - Это максимум 500 гривен. Если у Верховной Рады их не хватает, можем собрать эти средства. Поэтому заявление является выдумками и банальной ложью.
- А где именно будет проходить собрание? - уточняют.
- Мы будем требовать, чтобы нам открыли зал, - говорит депутат. - Потому что других помещений для такого количества людей в Верховной Раде не существует.
Через 10 мин. Турчинов благодарит, встает из стола и идет к дверям.
- А как мы попадем в парламент? - кричат ему вдогонку журналисты.
- Мы вас проведем, - отвечает.
В политикуме рассказывают: если оппозиционерам не откроют сессионный зал, они соберутся и будут работать в другом помещении парламента - на первом этаже в комнате, которую называют "катрусин кинозал".
Очередное заседание парламента по календарному плану назначено на 5 февраля.
Дело Щербаня можно повернуть против донецких
Внеочередная сессия нужна оппозиции для тактической победы, считает политолог 56-летний Вадим Карасев:
- После того, как Тимошенко вручили сообщение о подозрении по делу об убийстве Евгения Щербаня, надо показать, что оппозиция не оставит своего лидера один на один с прокурорской репрессивной машиной. В парламенте это дело можно повернуть на антипиар донецких, которые вышли из бандитских 1990-х. Кроме того, могут обратить внимание, что из больницы Тимошенко выбросили депутатов Александру Кужель, Людмилу Денисову и Татьяну Слюз. Если депутатский статус ничего не означает, это уже вопрос к власти: зачем столько средств тратить на Верховную Раду?
Партия регионов хочет, чтобы эти скандалы забыли. Это уменьшает шансы оппозиции на мобилизацию и организацию парламентского кризиса.
Комментарии