— Две недели ходил на Майдан "от звонка до звонка". Теперь бываю не так часто, — рассказывает блогер 39-летний Роман Шрайк. — Видел, что оппозиция ничего не делает, и несколько раз впадал в панику. Думал: в следующий раз никто не придет. Но люди ходят, самоорганизовываются. Это очень положительно.
Шрайк проходит мимо палаток за сценой площади Независимости. Здесь десяток мужчин на плечах таскают колоды. На улице +1°C. Парень в черной спортивной куртке несет на метровой палке пять пустых 5-литровых бутылей. У одной из бочек два участника протеста чистят картошку. Еще один рядом ест овощное рагу. За 15 минут обходим половину палаточного городка. Садимся в ресторане "СушиЯ". Зал полупуст. Разговариваем на русском.
Как оцениваете последнее заседание Верховной Рады?
— В стране произошел государственный переворот. Власть плюет на законы, голосует руками за секунду без подсчета голосов. Внедряют белорусский авторитаризм, когда один человек может подписывать законы и издавать указы. Не просто подошли к краю, а упали с него.
Чем все это закончится?
— Есть два сценария. Первый должен был быть реализован в начале декабря. Оппозиция должна была объединиться и создать единый центр принятия решений и назначить человека, который гарантирует правила игры. Тогда часть "регионалов" присоединилась бы к оппозиции. Там внутри беспокойно. Пересказывали разговоры из парламента между оппозиционерами и представителями "регионов". Последние говорили, что могут проголосовать за отставку премьера Азарова, но что дальше? Оппозиция отвечала: "Посмотрим". Те же хотели услышать: если жестко выступят против Януковича, кто будет президентом, какая будет структура власти, какое в ней их место и какие будут общие правила игры? У оппозиции ответов нет. Каждый из трех ее лидеров хочет пойти на выборы президента, собрать бюджет, создать штаб.
Второй сценарий — вялое противостояние с определенными обострениями до марта 2015 года.
Общество созрело к переменам?
— Еще в 2005 году. Тогда в Киеве перестали давать взятки. Начали честно растаможивать товары, нормально платить налоги, понемногу выходить на официальные зарплаты. Но это движение новая власть не поддержала. Поэтому через полгода все вернулось на начальные позиции.
Сейчас готовность к переменам также есть. Многие хотели бы жить честно.
Как подсчитал журналист Дмитрий Гнап, за время президентства Янукович с "семьей" разворовал около 50 миллиардов гривен. Когда у украинцев лопнет терпение?
Образованные люди понимают, что мы должны быть цивилизованной страной. Коррупция в таких масштабах с этим несовместима. С другой стороны, есть граждане, которые думают: это где-то далеко наверху, во всем мире крадут. Таких "пробить" сложно. Пока все это не заденет лично их.
Последние полтора года экономика падает. Есть задержки по выплате зарплат и пенсий. "Проффесиональные" управленцы довели страну до экономического кризиса. Но Янукович получил 15 миллиардов долларов кредита от России. 3 миллиарда из них в конце декабря пустили на погашение задолженностей. В этом году экономика и дальше будет сдуваться или будет держаться на нуле. Однако 15 миллиардов дадут возможность "закрывать дыры". Что дальше — вопрос.
Могут ли на Майдане родиться новые лидеры, которые ответили бы на вопрос: что дальше?
— Разве что из общественных активистов. Но люди, которые реально могли бы рассчитывать на президентскую табуретку, вряд ли появятся. Сейчас имеем трех официальных лидеров оппозиции плюс Петр Порошенко (народный депутат. — "ГПУ"). Плюс Тимошенко в уме. Вокруг этих пятерых людей будет вертеться история.
Какую игру сейчас ведет каждый из трех оппозиционных лидеров?
— Кличко видит, что первый по популярности. Может получить поддержку Европы и Соединенных Штатов. Ему выгодно становиться единым кандидатом, поэтому поднимает эту тему. Но в любой момент его могут снять с выборов.
Яценюк следующий в рейтинге после Кличко. Ему невыгодно выдвижение единого кандидата. Лучше, чтобы шли все, а Кличко сняли. Тогда он становится основным претендентом на выход во второй тур.
Тягнибоку нужно баллотироваться, чтобы держать своих сторонников в тонусе. Потому что после президентских выборов будут парламентские.
Но еще не поздно создать единую группу и выбрать человека, способного говорить с олигархами. Что-то им обещать и гарантировать. Объяснять, какие будут конструкция власти и правила игры. Янукович сам не уйдет. Следовательно, нужно спускаться этажом ниже и смотреть на его окружение. Мы видели порыв главы его администрации Сергея Левочкина в начале декабря (Левочкин подал заявление об отставке, но президент не подписал его. Удовлетворил только 17 января. — "ГПУ"). А он в парламенте контролирует около 30 человек — они могли бы оставить фракцию Партии регионов.
Окружение Януковича, в той или иной форме, контактирует с оппозицией. А президент ждет, что все успокоится, и с помощью фальсификаций он сможет во второй раз победить на выборах. Но это не совсем адекватная оценка ситуации.
Его окружение может поставить на кого-то другого?
— У власти сейчас один кандидат — Янукович. И Фирташ, и Ахметов готовы финансировать оппозицию на всякий случай. Когда партия "Демократический альянс" пришла к Ахметову, он сказал: "Ждите выборов". Это может быть сигнал, что он готов к смене власти демократическим путем.
Возможен ли вариант, когда Янукович не пойдет на выборы?
— Разве что заболеет, — улыбается. — А в 2020 году может отправить баллотироваться старшего сына.
Кличко заявил, что вызывает Януковича на ринг. Как можно нокаутировать власть?
— Виталий — единственный, кому невыгодно затягивание ситуации до 2015 года. Потому что тогда, скорее всего, его снимут с гонок "по беспределу". Оппозиция сначала возмутится, а потом другие кандидаты пойдут праздновать.
Нужно думать о переформатировании большинства в Верховной Раде. Если 50–70 "регионалов" выйдут из фракции, оппозиция получит больше 226 голосов. Все законопроекты Кабмина игнорируют, и правительство отправляют в отставку. Новое большинство претендует на формирование нового правительства. Ситуация выходит из-под контроля Януковича. Проходят серьезные переговоры с президентом: если для него вырисовываются плохие перспективы, следующий этап — перевыборы главы государства. Или, как компромисс, возвращение к Конституции 2004 года. Янукович досиживает до марта 2015-го, после чего его меняют.
Какой сейчас должен быть план-минимум?
— Первое — давление улицы, а оно есть. Еженедельно люди выходят и выходят, активисты ездят в "Межигорье". Второе: давление со стороны Евросоюза и США. Здесь важны не так санкции против украинской власти, как их угроза. Чиновники должны понять, что стоят на грани. Одно неосторожное движение — и получают запрет на въезд, блокировку счетов и расследование. И третье: договоренности между оппозицией и группами влияния внутри Партии регионов.
Два первых пункта есть. Третий реализовать пока не удается. Только тогда можно будет садиться с Януковичем не за бутафорский стол переговоров, а реально договариваться.
Что делать простому человеку?
— Досмотрим этот фильм до конца. Если каким-то чудом в 2015 году Янукович останется президентом, можно будет смело уезжать отсюда и говорить: "Мы сделали все, что могли". А пока что нужно продолжать бороться: ходить на Майдан и поддерживать оппозицию, невзирая на все ее "косяки".
10 долларов вложил Роман Шрайк в интернет-сайт "Дурдом" — купил домен, то есть адрес размещения страницы. Основал ее в 2007 году. Публикует карикатуры на политиков, стихи о них.
Читает фантастику и смотрит футбол
Роман Шрайк родился в Харькове. Закончил физико-математический факультет университета им. Каразина. В 1990-х работал торговым представителем и директором компании по реализации продукции.
В начале 2000-х переехал в Киев. С знакомыми открыл ресторан. Несколько лет назад его продали из-за конфликта между совладельцами. Сейчас живет на средства с той продажи.
С женой Таисией воспитывают дочь 5-летнюю Еву.
Любит футбол и биатлон. Читает фантастику братьев Стругацких и Станислава Лема.
Комментарии